Ценностные ориентации консультанта.  Перед своей профессией.2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс

В советское время психология была наукой почти что подпольной. Все проблемы человек должен был решать либо самостоятельно, либо с помощью партсобрания или комсомольской ячейки. Относительная новизна психологического консультирования - общедоступного и разнообразного - способствовала тому, чтобы люди начали обращаться со своими внутренними конфликтами к специалистам. Тем не менее, в отличие от Запада, эта отрасль науки и услуг пока еще остается в зачаточном состоянии.

Чем может помочь психолог?

Каковы плюсы и минусы психологического консультирования, если мы взглянем на это глазами обывателя? Преимущества очевидны лишь для неискушенных. Именно они считают, что удачный сеанс психологического консультирования поможет раз и навсегда решить все личностные проблемы данного человека, а следовательно - сделает его "уживчивым" и "положительным". Однако работа со "знатоком душ", даже имеющим университетское образование и - это длительный процесс. Кроме того, в большинстве случаев - дорогостоящий. Один сеанс психологического консультирования может стоить около ста долларов. При этом результаты - во всяком случае, с точки зрения житейской - весьма сомнительны. К примеру, мы идем на консультацию, чтобы решить проблемы в партнерских отношениях. Но при этом психолог не может - просто не имеет права - давать нам конкретные советы.

Единственное, в чем он может помочь - чтобы мы осознали наши потребности и желания, наши возможности и потенциал. Все остальное - включая жизненно важные решения, такие как развод или вступление брак, рождение ребенка или раздельное владение имуществом - остается за рамками психологического консультирования. Эти шаги мы должны выполнить только самостоятельно. Аналогично решение о том, остаться ли в городе или стране или эмигрировать, сменить ли работу или Это только наша личная прерогатива. Никто за нас не примет важного решения. Ни один психолог не сможет однозначно сказать, что этот выход принесет определенные результаты. Единственное, что он может сделать - показать внутреннее противоречие каждого решения или поступка. Окончательный выбор делает сам человек.

Каковы еще минусы и консультирования? Многим из нас чрезвычайно трудно будет "открыться". То есть, рассказать о том, что нас мучает, почему и какие чувства мы испытываем в связи с нашей ситуацией. Ведь эти аспекты психологического консультирования касаются в основном того, что у нас "внутри".

Зачастую эти проблемы мы отодвигаем так далеко, что и сами не можем их озвучить. А что можно сказать о человеке - даже специалисте - который видит нас первый или второй раз в жизни. О многих проблемах или болезненных пунктах он может только догадываться. Само же решение должно исходить от нас самих. Следовательно, просто необходимо провести глубокую работу с самим собой.

Какие виды психологического консультирования доступны для обычного гражданина? В первую очередь, индивидуальная помощь в рамках различных программ. Консультации в этом случае длятся, как правило, около часа, а основной задачей психолога будет выслушать клиента и постараться понять, над какими проблемными сторонами характера и жизненной позиции следует поработать. Групповые занятия, хотя и используются в различных психотерапевтических центрах, подходят далеко не каждому. Многие люди прибегают к заочной консультации. В этом случае идеальным решением может стать чат или телефон доверия, по которому можно анонимно обсудить с профессионалом свои проблемы и вместе поискать выход.

Что больше всего влияет на консультанта?

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейшие жизненные критерии. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, который ставится в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультант должен "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более-менее ясно - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного расстройства, а не как предмет моральности, то относительно второго вопроса есть две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

Консультант обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, который не имеет собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию в моральных и ценностных аспектах. Смысл данной установки консультанта основывается на том, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

С. Patterson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать влияния на ценности клиента:

o жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

o ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

o наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

o индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение определенного отрезка времени;

o никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него осмысленной;

o клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Э. Williamson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, морального и правового аспектов поведения. Это позиция консультанта-воспитателя, что знает, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает морализирование. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом позиции и используемые методы отражаются на его философии жизни, даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "включаем" в консультирование свой взгляд на систему сущностных вопросов жизни.

По мнению С Соггу (1986), консультант или психолог, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту важно знать, какое влияние его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится лишь о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности.

В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Итак, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? отчасти она придает чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Влияние не всегда заметен со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. А. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

o угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

o отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

o угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни.

Консультанты порой забывают, что их преимущество в познании клиентов несколько относительная, поскольку они воспринимают клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях.

Чаще всего консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и самым главным следствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от его больших усилий, что нужны в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь сквозь "темные очки" (Кочунас Р., 1999).

Увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психологических" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно знают, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать Других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия относится к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим слишком условные критерии успеха.

Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение вследствие длительного эмоционального напряжения. Этот синдром, по мнению Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошения, недостатке энергии и энтузиазма, способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, емпатичні, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку), склонны отождествлять себя с другими чертами, более характерными для этого синдрома (Edelwick, Brodsky, 1980).

Какие причины зачастую способствуют "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

o монотонность работы, особенно если ЕЕ смысл кажется сомнительным;

o вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

o работа с "немотивированными" клиентами, которые постоянно противятся усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты работы;

o напряженность и конфликты в профессиональной жизни,

o недостаточная поддержка со стороны коллег и их критицизм;

o недостаточность условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а ограничиваются экспериментирование и инновации;

o работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

o нерешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждают увеличение "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "Мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и это хотят ничего менять в жизни"; "Во всем виновата организация труда, а от меня это все не зависит"; "У меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что с остальными способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающие обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов предотвращения развития "синдрома сгорания":

o культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Zrazs (1965) указывает, что специалист принимает ежедневно до ось-ми-десяти клиентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы совместить работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

o внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

o поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

o удовлетворение социальной жизнью; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

o стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

o способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

o открытость новому опыту;

o обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, большую от той, которую он сам имеет);

o чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;

o участие в семинарах, конференциях, во время которых возникает возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

o периодическая совместная работа с коллегами;

o участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить личные проблемы, связанные с консультативной работой.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен оценивать свою жизнь - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие права имеет психолог-консультант?

2. Что означает для психоконсультанта выражение "глубокое осознание специфики профессии"?

3. Аргументируйте мнение о том, что увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

Жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

Ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

Наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

Индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

Никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

Клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.

В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает, это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Причины, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

· жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

· ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

· наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

· индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

· никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

· клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.


По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно

объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani:

1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном

разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный

контакт уникален.

2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях

(клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная

ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими

требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается

перед сложным выбором.

3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации,

когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

Кочюнас Р.-А. Б, проанализировав зарубежную литературу,

сформулировал следующие принципы этичного поведения в

психологическом консультировании:

1. Консультант ответственен в своей работе:

 Перед своим клиентом.

 Перед членами семьи клиента.

 Перед организацией, в которой он работает.

 Вообще перед общественностью.

 Перед своей профессией.2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс

психологического консультирования осознанно, поэтому до начала

процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи

предоставить клиенту максимум информации о процессе

консультирования:

 Об основных целях консультирования.

 О своей квалификации.

 Об оплате за консультирование.

 О приблизительной продолжительности консультирования.

 О целесообразности консультирования в данной ситуации.

 О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе

консультирования.

 О границах конфиденциальности.

3. Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей

профессиональной компетентности. В консультировании недопустимо

применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических

процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя

использовать для испытания каких-либо методов или техник

консультирования.

Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео

записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на

консультации других лиц (стажеров, студентов).

Правила конфиденциальности:

Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой

встречи с клиентом. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности

из этического превращается в сугубо профессиональный.1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а

относительно, поскольку существуют определенные условия, способные

изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом

сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже

связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых

сообщает клиент.

3. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных

целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

4. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут

причинить вред интересам клиента, консультант может использовать в

своей профессиональной научной или преподавательской деятельности.

Они не попадают под правило конфиденциальности.

5. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны,

консультант в определенных случаях может не предоставлять

информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не

нарушаются права третьих лиц.

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение

собственного достоинства и безопасность своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Кочюнас Р.-А. Б. приводит примерный список обстоятельств, при

которых требование конфиденциальности может быть нарушено:

 Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные),

совершаемые над несовершеннолетними.

 Необходимость госпитализации клиента.

 Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих

преступных действиях.

 Повышенный риск для жизни клиента или других людей.Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для

кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:

 Принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв.

 Проинформировать об опасности ее саму (или их).

 Родителей или близких этого человека.

 Правоохранительные органы.

 Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

6. Требованиякличностипсихолога-консультанта

Этический Кодекс психолога – консультанта.
Психолог-консультант несёт полную ответственность за свою профессиональную деятельность и организует свою работу в соответствии с Этическим Кодексом и существующими в государстве юридическими нормами.
Границы профессиональной компетентности

Психолог-консультант занимается профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
Права и обязанности психолога-консультанта основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации, от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог-консультант уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака, характеризующего личность и мировоззрение клиента.
Психолог-консультант должен быть чрезвычайно осторожным, сдержанным и критичным по отношению к своим концепциям и заключениям относительно клиентов, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и их дискриминирующие.
Правило конфиденциальности

Психолог-консультант обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.
Психолог-консультант информирует клиента на самых ранних этапах консультирования о правиле конфиденциальности, его ограничениях и об условиях допустимого использования информации, полученной во время работы. Если в работе предполагается участие супервизора, то этот факт оговаривается с клиентом.
Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.
Психолог-консультант охраняет от неправильного использования клиентом аудио и видео записи, полученные во время сессии.
Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психолог-консультант должен устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.
Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.
Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.
Правило «Не навреди»

В своей профессиональной деятельности психолог-консультант исходит из интересов клиента.
Психолог-консультант должен осознавать степень своего влияния и учитывать возможность развития зависимости со стороны клиента. Психолог-консультант должен уметь вовремя распознавать возникающие в ходе терапии отношения зависимости и не эксплуатировать их.
Психолог-консультант должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога-консультанта совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог-консультант обращается к коллеге за супервизией.
Если личная проблема психолога-консультанта становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог-консультант решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.
Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог-консультант, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту.)
Психолог-консультант не должен вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.
В ситуациях, когда психолог-консультант не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.
Психолог-консультант не вступает в сексуальные отношения со своими клиентами, студентами или супервизируемыми.
Психолог-консультант не берёт к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях.
Этические аспекты начала психотерапии, психологический контракт (договор)
Психолог-консультант начинает работу с клиентом только при условии его информирования. (Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу-консультанту по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.) Если клиент не может дать осознанного согласия, психолог-консультант получает согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.
Если клиенты соглашаются на предлагаемее им условия, то в карточке клиента он ставит свою подпись на согласие работы с психологом.
Контракт (договор) психолога с клиентом определяет границы психологической помощи, уровень конфиденциальности, предполагаемое количество и частоту встреч, контакты между встречами, условия окончания работы, взаимоответственность, необходимость возможной медицинской помощи, порядок подачи жалоб и т.д.
В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог-консультант в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы.
При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог-консультант не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.
В интересах клиента и корректных отношений с коллегами, психолог-консультант уважает взаимоотношения клиента с другими психологами и отказывается от «параллельной» работы с другим специалистом.
Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.
Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта
Стоимость консультации психолог-консультант устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.
Психолог-консультант воздерживается от получения подарков и других услуг от клиентов.
Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог-консультант прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата.
Если психолог считает, что клиенту не подходят данные способы работы или сам клиент отказывается от них, то необходимо предложить другой метод (способ, форму) работы или помощь другого специалиста.
Психолог-консультант обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.
Если продолжение работы психолога-консультанта невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.
Безопасность
Психолог-консультант заботится о безопасности места и окружающей среды, для проведения психологической работы с клиентом.
Психологу настоятельно рекомендуется страховать свою профессиональную деятельность.

Любое несоблюдение упомянутых принципов подвергает опасности психическое здоровье клиента, имидж и статус организации, эффективность психологических методов и рассматривается как грубое нарушение в применении методов психологической работы.

Что еще почитать