Где учат на диспетчера гражданской авиации. Как все устроено: работа авиадиспетчера. Про тренировки и захваты судна

Суточный рекорд взлетов и посадок в аэропорту Домодедово — 724 операции. Максимальная часовая интенсивность при работе с двух параллельных ВПП составляет 43 самолета. Все они контролируются авиадиспетчерами, работающими на Командно-Диспетчерском Пункте (КДП) или «вышке» (от английского слова “TOWER”) . Всего в московском аэропорту Домодедово работает 6 смен диспетчеров по 10 человек в каждой. Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Сегодня речь пойдет о людях, от чьих действий ежедневно зависит жизнь десятков тысяч пассажиров…

За все самолеты, находящиеся в небе над Москвой отвечает Московский Автоматизированный Диспетчерский Центр, находящийся рядом с аэропортом Внуково. Домодедовский центр по Обслуживанию Воздушного Движения является структурным подразделением филиала «Московский центр Автоматизированного Управления Воздушного Движением» (эту фразу специально записал дословно во время визита). Центр отвечает за обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэропорта Домодедово:

1.

В Домодедово 2 Взлетно-Посадочные Полосы (ВПП). За каждую из них отвечают свои диспетчеры. На вышке размещены рабочие места руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчеров Стартового Диспетчерского Пункта (СДП) и Вспомогательного Диспетчерского Пункта Подхода (ВДПП):

2.

В зону ответственности диспетчера старта (СДП) входит управление самолетами в воздушном пространстве, включающим в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки:

3.

Диспетчер СДП также управляет движением спецавтотранспорта, системой светосигнального оборудования на ВПП и рулежных дорожках, осуществляет все необходимые дополнительные операции:

4.

Я представлял себе диспетчера суровым мужиком, в больших наушниках, орущего что-то в микрофон и напряженно пялящегося в круглый кинескоп, по которому по кругу бегает зеленая полоска, как в старых советских фильмах. Оказалось все совсем не так. Наушниками не пользуются, кинескопы не круглые и не зеленые, да и диспетчерами работают не только мужики, но и очень обаятельные девушки:

5.

У диспетчера на экране монитора отмечены все самолеты, находящиеся недалеко от аэропорта. Он видит, набирают они высоту или снижаются, на какой высоте находятся и с какой скоростью летят:

6.

7.

8.

С вышки отлично видно всю территорию аэропорта. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.

Если у диспетчера что-либо вызывает подозрение, то он может воспользоваться биноклем:

9.

Если полоса занята, то диспетчер СДП включает специальное табло занятости ВПП со звуковым сигналом:

10.

Кроме этого, на вышке находятся диспетчер АТИС (служба автоматической передачи информации в районе аэродрома) -слева на фотографии, руководитель полетов (начальник смены), старший диспетчер и диспетчеры подмены (справа на фотографии):

11.

Каждому диспетчеру полагается 20-минутный отдых каждые 2 часа. В это время его заменяет диспетчер подмены:

12.

За действиями диспетчеров следит старший диспетчер. Он постоянно переходит от одного диспетчера к другому и контролирует их действия (на фотографии стоит слева):

13.

Также на вышке присутствует руководитель полетов (слева на фотографии). Он отвечает за организацию работы персонала смены:

14.

Минимальное время между посадками самолетов 2 минуты, а между взлетами от 1 до 3 минут в зависимости от классификации ВС. Атмосфера на вышке спокойная и тихая. Когда диспетчер ведет радиообмен с экипажами ВС, то все замолкают, либо говорят в полголоса:

15.

16.

17.

Чтобы попасть на вышку, диспетчер должен пройти через дверь с иллюминатором:

18.

Здесь нужно приложить к замку специальную карточку и подтвердить отпечатки пальцев:

19.

На вышку диспетчер попадает по винтовой лестнице:

20.

Вышка примечательна и своим балконом. Отсюда открывается отличный вид на аэропорт:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Глобус Домодедово:

30.

Ну и вид на дорогу, ведущую к Домодедово:

31.

Авиадиспетчер – работник авиационных служб, контролирующий и обслуживающий движение воздушных судов всех категорий. От того, как авиадиспетчер выполнит свою работу, зависит безопасность военных и гражданских полетов.

В руках специалистов авиаслужб самое ценное — жизнь и здоровье миллионов людей – пассажиров и работников воздушного флота.

Каковы профессиональные обязанности авиадиспетчера? В чем заключаются преимущества и риски этой специальности? Насколько высока заработная плата авиадиспетчера? Где за свой нелегкий труд люди этой профессии получают больше? На какие льготы и дополнительные выплаты могут они рассчитывать, уходя на заслуженный отдых?

Профессиональные обязанности

Для того чтобы летчики безопасно взлетели и посадили самолет в точке прилета диспетчер авиации обязан действовать четко и правильно. А для этого он должен хорошо знать:

  • воздушную навигацию;
  • как влияют явления в атмосфере Земли на авиацию, т.е. авиационную метеорологию;
  • инструкции и правила о распределении воздушных судов относительно друг друга, во избежание их столкновения.

Диспетчер воздушного транспортного сообщения способен управлять всеми этапами движения самолета: взлетом, посадкой, рулением, движением самолета на разных высотах.

Контроль и руководство за воздушным транспортом осуществляется методом слеживания за обстановкой в воздушном пространстве при помощи специального монитора, точнее четырех мониторов и обзорного окна, для наблюдения реальной ситуации в воздухе и на аэродроме.

От внимания и скорости реакции на ситуации авиадиспетчера зависят человеческие жизни, поэтому права на ошибку у людей этой профессии просто нет. Вся их деятельность направлена на то, чтобы таких ошибок в управлении полетами не возникало.

От чего зависит зарплата диспетчера воздушного транспорта

Качественно выполнять работу авиадиспетчера могут специалисты, которые обладают высокой физической и эмоциональной выносливостью. Для того чтобы получить допуск к работе, у работника должно быть диплом о высшем профильном образовании. На работу его не примут без заключения врачебно-экспертной комиссии о профпригодности.

Кроме этого, авиадиспетчеру нужно хорошо знать английский язык согласно международным нормам. Повышение уровня владения английским языком может привести увеличение зарплаты до 50%.

Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Сколько зарабатывает авиадиспетчер в России

Зарплата диспетчеры воздушного транспорта колеблется от 90 до 270 тыс. рублей в месяц . Анализ вакансий специалистов этого профиля показал, что фирмы, организующие воздушное сообщение, готовы платить в месяц от 75 до 250 тыс. рублей.

Средняя зарплата – 110 тыс. руб. Это значительно выше, чем зарплата специалистов других профессий. Причем запланировано увеличение величины оплаты труда авиадиспетчеров в 2017 году на 25-30%.

В Москве

Авиадиспетчеры Москвы зарабатывают 60 – 250 тыс. рублей в месяц , что в среднем составляет 90 тыс. руб. и существенно превышает среднюю зарплату по России и по большинству других регионов страны.

В Санкт-Петербурге

Величина оплаты труда авиадиспетчеров в северной столице относительно невелика. В среднем в месяц они зарабатываю 35 тыс. руб. , максимальная зарплата – 65 тыс. руб.

В других регионах России

Уровень зарплат воздушных диспетчеров в регионах России выглядит следующим образом.

  • В Саратове и Воронеже среднемесячная зарплата составляет 22-60 тыс. руб.,
  • в Новосибирске – 24-49 тыс. руб.,
  • в Магадане и Владивостоке – 60 тыс. руб.,
  • в Самаре – 21-53 тыс. руб.

То есть, существенной разницы по разным регионам России, в оплате труда авиадиспетчеров нет.

Зарплата авиадиспетчера за рубежом

Доходы диспетчеров авиации в Европе существенно выше, чем у российских коллег.

  • Самые высокие доходы в Германии и Великобритании – 7 тыс. евро (420 тыс. руб.).
  • Авиадиспетчеры Франции зарабатывают в месяц – 6,5 тыс. евро (390 тыс. руб.).
  • А вот заработки в Латвии и Польше скромнее российских, всего 100 – 75 тыс. руб. соответственно .
  • Рекордсменами по доходам можно назвать авиадиспетчеров США, их ежемесячный доход – 8 тыс. долларов (480 тыс. руб.).

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

Авиадиспетчер — это сотрудник авиации, который осуществляет контроль и обслуживание воздушного движения со своего рабочего места в диспетчерском пункте. Его главная задача — обеспечение безопасного и упорядоченного движения различных воздушных судов.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней.

Места работы

Должность авиадиспетчера востребована в диспетчерских службах аэропортов.

Обязанности авиадиспетчера

Главные должностные обязанности авиадиспетчера:

  • Управление движением воздушных судов в рамках зоны ответственности своего диспетчерского пункта.
  • Строгое соблюдение регламента, регулирующего работу авиадиспетчеров.
  • Постоянная связь с экипажами подотчетных воздушных судов и коллегами из смежных зон ответственности.
  • Взаимодействие с метеослужбами и оперативное использование предоставленной ими информации для целей управления воздушными судами.

Требования к авиадиспетчеру

Главные требования к авиадиспетчеру:

  • Высшее профильное образование.
  • Заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной пригодности.
  • Знание английского языка (согласно международным нормам).

Учитывая специфику работы, функции авиадиспетчера могут выполнять только люди со специальной подготовкой и высокой физической и эмоциональной выносливостью. Но есть в этой работе и весомый «плюс» — право на досрочную пенсию (мужчины в 50 лет, женщины в 45).

Как стать авиадиспетчером

Чтобы стать авиадиспетчером, нужно пройти серьезную подготовку: 3-4 года в профильных средних и 5 лет в высших учебных заведениях. Кроме этого, каждые 3 года диспетчер авиалиний проходит курсы повышения квалификации, и раз в 2-3 года подтверждает действующее свидетельство авиадиспетчера.

Зарплата авиадиспетчера

Заработная плата авиадиспетчера в открытых источниках была не найдена, т.к. на сайтах трудоустройства вакансий нет. Вообще говоря, наймом и обучением диспетчеров занимается ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалы («Аэронавигация») и ставки оплаты озвучивают лично. По отзывам, средняя зарплата авиадиспетчера является очень конкурентоспособной и достойной.

Можете ли вы одновременно отслеживать до 20 подвижных объектов?
Обладаете ли возможностью видеть и оценивать взаимодействие объектов в трёхмерном пространстве?
Сумеет ли вы за 25 секунд принять одно единственно верное решение и успеть отдать команды аварийным службам?
Обладаете ли вы знаниями авиационного английского не менее четвёртого уровня ICAO?
Вы не подвержены стрессу и внешним шумовым и световым воздействиям?
У вас безупречное здоровье?
Обладаете ли вы быстрой реакцией?
Умеете работать в команде?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответите “нет” – эта профессия не для вас. В Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) работаю люди, которые не только соответствуют всем перечисленным выше требованиям, но и обладают отдельными, уникальными профессиональными навыками, без контроля которых сегодня ни один самолёт не поднимется в небо…

Так что же зовёт людей в эту сложную и ответственную профессию, цена ошибки в которой предельно высока? Есть ли в этой авиационной специальности доля романтики, любовь к небу, к авиации, или всё решает достаточно высокий, по сегодняшним меркам, размер заработной платы и престиж?

Попробуем разобраться, а поможет нам в этом заместитель директора МЦ АУВД Александр Повалий. Александр Павлович проработал в центре уже более 40 лет …

А начиналось всё ещё в 1981… Тогда московские авиадиспетчеры начинали осваивать новую для того времени систему «ТЕРКАС» (TERCAS). Шведское оборудование установили в только что отстроенном технологическом здании МЦ АУВД. Эта система до сих пор используется, одновременно с двумя резервными современными мониторами. В отдельном тренажёрном классе установлено аналогичное основному оборудование, на котором тренируются как сами диспетчеры, так и стажёры…

На рабочих местах достаточно уютно даже сегодня, не смотря на прошедшие годы и ввод в строй новых систем и оборудования. Теплый свет большого круглого экрана, чёрные матовые панели обшивки – всё настроено на то, чтобы диспетчер полностью погружался в контролируемое им пространство, не отвлекаясь на внешние шумы и раздражители. Считается, что опытный диспетчер в голове уже видит картину, которая будет отображаться на мониторе только через несколько минут. Все его команды заранее мысленно готовы и ждут лишь выдачи. Но это в обычной, спокойной обстановке. А если вдруг нештатная ситуация на борту или погода начинает преподносить сюрпризы – нагрузка увеличивается в разы… Поэтому время нахождения за монитором (экраном) жёстко ограничено и через пару часов диспетчер уступает своё место коллеге, а сам отправляется в комнату отдыха на 20 минут…

Структурно центр подразделяется на две большие составляющие: АДЦ – аэродромный диспетчерский центр и РДЦ – районный диспетчерский центр. АДЦ управляет воздушным движением в районах аэродромов и зонах подхода (пространство радиусом 100 км от Москвы). АДЦ имеет 9 секторов (4 направления), которые имеют и географические границы, и высотное деление. Нижний сектор подхода – от 1800 до 3600 метров, выше уже верхний сектор подхода. Каждый сектор имеет свою радиочастоту (УКВ диапазон). В районах аэродромов борта передаются под управление диспетчера “Круга”. Его зона ответственности – почти сразу после отрыва самолета от земли, и при заходе на посадку – до четвёртого разворота…

РДЦ управляет воздушным движением на воздушных трассах (23 сектора, 530 диспетчеров). На эшелонах резких маневрирований обычно не имеется, поэтому всё спокойнее и размер секторов соответственно больше, чем в АДЦ. Сектора делятся только по географическому принципу без высотного деления. Граничат сектора РДЦ с такими же секторами других центров УВД страны и сопредельных государств: Питер, Ростов, Самара, Украина и другими. Каждый диспетчер имеет допуск в свой сектор, который он регулярно подтверждает. Для работы в другом секторе необходимо отдельная стажировка и обучение с последующей аттестацией и получением соответствующего допуска (за каждый дополнительный сектор есть доплата к окладу)

В 2007 году связи с переходом на новую систему УВД, было принято решение о постройке нового Центра управления воздушного движения. Оснащение центра и программное обеспечение было возложено на Концерн ПВО “Алмаз-Антей”…

Новый корпус получился красивым и просторным. Глаз радует приятное сочетание цветов и элементов отделки. Много стекла и небесной синевы…

Авиадиспетчер контролирует самолет на протяжении всего периода полета – начиная от запуска двигателей и выруливания со стоянки и заканчивая прибытием судна на стоянку уже после того, как пилот произвел посадку. Его главная функция – обеспечение безопасного, упорядоченного и регулярного движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности. Учитывая специфику и распределение подконтрольных зон и объектов, и создавался алгоритм работы в новом центре управления движения. Расположение рабочих мест авиадиспетчеров соответствует географическим направлениям подходов. Дополнительные сектора отвечают за выходы за пределы зон. Резервные сектора так же оснащены идентичным оборудованием, которые потребуются после перехода на новое воздушное пространство. Отдельно оборудованы места для старших диспетчеров и диспетчеров-операторов и руководителя полётов. Все собраны в едином зале, но пространственно несколько отделены друг от друга…

Начальник РДЦ (районного диспетчерского центра) Константин Витальевич Олейник подробно рассказал не только об общих задачах и структуре нового центра, но и о конкретном оборудовании рабочего места авиадиспетчера. В первую очередь это конечно большие современные мониторы с антибликовым покрытием, на которые выдаётся информация о движении воздушных судов, метеорологическая обстановка и многие дополнительные параметры, необходимые для получения полной картины о воздушной обстановке в зоне контроля. Дополнительные мониторы отвечают за основную и резервную радиосвязь и с бортом, находящимся в воздухе, и с наземными службами и диспетчерами соседних зон. Ещё один дополнительный монитор отведён для вспомогательной информации…

Сейчас система работает в тестовом режиме без радиопереговоров, но с реальной обстановкой по зонам контроля. Тестирование ведётся силами самих диспетчеров, которые поочерёдно во время своего дежурства заступают на смену в новый центр. Инженерный состав параллельно ведёт отладку оборудования…

Одним из немаловажных факторов обеспечения удобства на рабочем месте – его эргономичность. Например, кресла, кроме основных требований к ним в максимальном удобстве и комфорте, должны быть и достаточно прочными, с металлической основой, которая способна выдерживать постоянные многочасовые нагрузки…

В зале всегда одинаково-ровное мягкое освещение в любое время суток и поддерживаются оптимальные климатические условия вне зависимости от времени года. Ввод в эксплуатацию новой автоматизированной системы планируется уже в этом году, поэтому диспетчерам нужно успеть привыкнуть к своим новым рабочим местам. Именно авиадиспетчер принимает меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации в воздухе и особых случаях полета путем обеспечения безопасных интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования. За внешним спокойствием скрывается огромное внутренне напряжение и ответственность, которые тем выше, чем сложнее обстановка небе – в таком бескрайнем, огромном и вместе с тем настолько тесном…. На этих “невидимых людей” надеются все те, кто в данный момент находится в кабинах, за штурвалами или сайдстиками своих кораблей. Они доверяют и верят, что в любой ситуации им помогут и подскажут, сделают всё возможное для того, чтобы благополучно вернуться на землю…

Ну а если душа требует видеть самолёты не в виде символов на мониторах, а реально, своими глазами, слышать звук их двигателей стремительный взлёт и мягкую посадку? И здесь есть решение. Но для этого нам придётся переместиться вот сюда, на диспетчерскую вышку аэродрома…

Вышка, а правильнее Внуковский центр обслуживания воздушного движения (ВЦ ОВД), является филиалом МЦ АУВД…

Начальник службы движения ВЦ ОВД Олег Викторович Федосеев начал свой рассказ о КДП Внуково с тренажёра для имитации реальной аэродромной обстановки. Он используется для обучения диспетчера с того рабочего места, с которого ему предстоит работать в дальнейшем. Установленное здесь оборудование аналогично тому, которое имеется на вышке. Существует возможность имитировать любые ситуации, как погодные, так и технологические, для отработки чёткого и слаженного алгоритма действия авиадиспетчера…

Профессиональные навыки диспетчеров на вышке сильно отличаются от навыков их коллег в центре АУВД. Картинка тут скорее двухмерная, однако и внимания требует повышенного. Одновременно по полю передвигаются десятки единиц техники, самолёты, обслуживающий персонал. В небе “висят” заходящие и взмывают взлетающие борта, идёт движение по рулёжкам, следуют постоянные запросы на запуски двигателей…

Одновременно в голове диспетчеру (не важно перрон это, руление или старт) приходится держать огромный объём информации – анализировать и прогнозировать развитие ситуации, знать все обозначения рулёжных и магистральных дорожек, номера стоянок, метеообстановку, коэффициент сцепления, зоны ремонтных работ и всевозможные ограничения и запреты. Быть готовым и мгновенно реагировать на любую нештатную ситуацию на поле – будь то выезд самолёта за пределы ВПП, или внезапное появление на поле лисы из соседнего перелеска…

Контроль над перемещением всего, что может двигаться на перроне, ведётся одновременно и по мониторам и визуально – здание терминала хорошо просматривается с 40 метровой высоты…

Совсем недавно в аэропорту был введен очередной этап комплексной системы мониторинга положения воздушных судов и специальной техники на перроне CrossPoint с исспользованием системы спутникового навигации ГЛОНАСС. В ходе очередного этапа внедрения было завершено оборудование всей перронной техники аэропорта - более 800 единиц. Базовой функцией системы CrossPoint является отображение фактического положения воздушных судов, находящихся как на стоянках, так и в процессе руления по аэродрому, а также специальной техники на перроне с сохранением исторической информации обо всех перемещениях за несколько месяцев…

Хорошо, когда погода позволяет видеть заход борта визуально, но бывает и так, что момент посадки приходится ждать лишь по докладу экипажа, ждать и надеется, что лётчик справится, а значит, со своей стороны диспетчер сделал всё верно и точно, сделал всё, что от него зависело. В такие моменты нервы напряжены до предела, а чувство ответственности максимально обостряется…

С вышки открывается вид на всё поле лётное поле. Те сектора, которые по каким-либо причинам попадают в “мёртвые зоны”, оборудуются специальными дополнительными камерами видеонаблюдения. Диспетчер должен видеть и контролировать каждый метр территории аэродрома. Дополнительные радары отслеживают координаты садящихся и взлетающих самолётов до момента передачи их диспетчерам круга…

Немного компенсировать все эти трудности во время рабочей смены диспетчерам позволяют окружающие красоты. Высота вышки даёт возможность насладиться вот такими прекрасными видами уходящих в небо лайнеров… ну чем не романтика?

Про подготовку кадров для работы в МЦ АУВД я уже рассказывал ранее на примете факультета УВД МГТУ ГА . Мужчины диспетчеры могут уйти на пенсию в 50 лет, а женщины в 45. Оплачиваемый отпуск составляет 67 дней. Существует и санаторно-курортное лечение и надбавки за вредность, и за совершенствование в английском языке. Основной медосмотр – раз в два года. Плюс к нему – ежегодные и квартальные медосмотры, а так же осмотр непосредственно перед рабочей сменой. 36 часовая рабочая неделя выглядит примерно так: День – Утро – Ночь – 2 дня выходные. День с 13.05 до 21:30, утро с 6:55 до 15:30 и ночь с 20:25 до 8:00. Сюда входят и подготовка к дежурству с прохождением врача и само дежурство. Без перерыва диспетчер может работать не более 2 часов. Питаться можно в корпоративной столовой, где достаточно хороший выбор блюд и демократичные цены, да и деньги не нужны. Расчёты осуществляются по индивидуальным картам сотрудников – средства списываются с начислений на положенное трёхразовое питание…

Отдельное внимание уделяется спортивным занятиям и это обосновано, так как хорошее здоровье диспетчеру просто необходимо. Тренажёрный зал в новом центре управления укомплектован для решения этих потребностей. Для авиадиспетчеров существуют льготы и при покупке авиабилетов (после 6 лет непрерывной работы бесплатный авиабилет один раз в год, и для супруги(га) в половинном размере).

Спорту в МЦ АУВД уделяется особое место. Есть своя футбольная и хоккейная команды. Секции по волейболу, армрестлингу, теннису и др…

В коридоре между корпусами занимают фотографии на “Стене истории” – летопись фронтовых, трудовых и спортивных подвигов работников центра. Есть о чём вспомнить и чем гордиться новым поколениям. В большинстве своём люди приходят работать в центр сознательно и на долго, как правило – пока позволяет здоровье и возраст, поэтому текучки кадров практически нет. Не смотря на все сложности и трудности, колоcсальную нервную нагрузку и постоянную необходимость в повышении личных навыков и квалификации, профессия авиадиспетчера становится основной и любимой для него на всю жизнь…

Так что же такое быть авиадиспетчером? Что заставляет молодых людей сознательно выбирать именно этот путь в авиацию, ведь конкурс на обучение по специальности ОрУВД всегда достаточно высок…
Сложно? – Да, очень!
Ответственно? – Наверное даже слишком!
Тяжело? – Ещё как! Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Но ощущение того, что от тебя, твоей команды, зависит то, как именно летают самолёты, на какой высоте, с каким курсом и скоростью. Понимание того, что именно ты, а никто другой, помогает им видеть и взаимодействовать друг с другом, делить это бескрайнее небо, чувствовать себя в нем свободно, легко и главное БЕЗОПАСНО, словно в огромном океане. Не это ли та самая романтика профессии, то, ради чего человек и идёт на все эти тяжести и испытания… У каждого, кто каким либо образом связан с авиацией, есть “своё” небо. У авиадиспетчеров оно вот такое – длинной в жизнь…

В день, который бывает раз в 4 года - 29 февраля - нам удалось пробраться на важнейший стратегический объект, где безопасность обеспечивается на порядок серьезнее, чем в аэропорту: такого досмотра на входе нет даже у параноиков в США!

Знакомьтесь: Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Именно здесь сидят диспетчеры, контролирующие все самолеты над самой активной в плане движения частью европейской территории России. На западе зона ответственности центра ограничена Украиной и Белоруссией, на севере - территориями петербургских и вологодских диспетчеров, а на юге и востоке - ростовских и казанских. 58-59% всего российского трафика - именно здесь: гиперцентрализация в нашей стране наблюдается во всех отраслях, и, несмотря на тенденции к , в районе Москвы он продолжает расти.

При этом сейчас московские аэропорты мешают друг другу развиваться. Например, то же , рядом с которым расположен диспетчерский центр, могло бы обслуживать в 10 раз больше пассажиров (речь о самих терминалах), но тут кругом Москва и эффективные схемы использования воздушного пространства реализовать сложно (да еще и полосы пересекаются, то есть, работать может только одна). Открывающееся (Жуковский) мало что изменит: там будет очень мало трафика и в основном этот аэродром используется для экспериментальной авиации, плюс там заходить можно только с одной стороны - с другой (курс 123), опять же, Москва и аэропорт - в воздухе будут «пересечения». Остафьево тоже слишком близко: вообще, чем дальше аэропорт от Москвы, тем лучше, но развитие аэропортов или Твери пока так и осталось в планах.

ТЕРКАС – разработка 1970-х годов, начала эксплуатироваться в 1981-ом.

Диспетчерский центр открыт в 1981 году. В СССР тогда не было современного оборудования и поэтому, как это обычно бывает, призвали варягов - в смысле, купили систему «ТЕРКАС» у шведской компании Stansaab (позднее она стала называться Datasaab, а потом была куплена Ericsson). С этой покупкой была связана целая история: часть компонентов системы была американского производства, и на них шведы не смогли получить экспортные лицензии (ограничения на экспорт продукции двойного назначения в отношении России действуют в США до сих пор). И тогда шведы перемаркировали эти компоненты и отправили их в Москву контрабандой через советских дипломатов. Позднее это вскрылось, и в 1984 уже Ericsson согласилась заплатить штраф в размере более 3 миллионов долларов за нарушение экспортных патентов.

Сейчас теплый ламповый «ТЕРКАС» используется для тренировок диспетчеров, а в самом центре запускается новое оборудование уже российского производства, разработанное петербургским институтом ВНИИРА. Пока происходит отладка и освоение, начало работы запланировано на апрель.

Подробнее в видеоролике:

В МЦ АУВД работают примерно 530 диспетчеров. В одной смене минимум 10 человек, из которых в среднем 2 в отпуске, один на больничном, т.е. 7-8 выходят, а одновременно работают минимум 5.

У них жесткие требования по здоровью - практически как у пилотов - и работа считается вредной: на пенсию отправляют уже в 50 лет (а женщин - в 45, их тут 15-18%), отпуск - 67 дней, есть надбавки за вредность, санаторно-курортное лечение, а рабочая неделя состоит из 36 часов. Тем не менее, желающих гораздо больше, чем мест: средняя зарплата здесь составляет 180 тысяч рублей, а еще дают беспроцентную ссуду в размере 1,9 млн., которую можно использовать в качестве первого взноса по ипотеке. Через 3 года работы можно покупать авиабилеты в любую точку мира за 50% их стоимости, а через 7 лет летать бесплатно. У диспетчеров есть своя футбольная и хоккейная сборные, и даже тренажерный зал прямо в Центре управления полетами - правда, ходить в него можно только после смены, ибо вдруг получишь травму?

Занимаясь спортом, не забудь убрать гантели

Типичный график выглядит таким образом: смена с 14 до 22 часов, затем ночевка в комнате отдыха (профилактории) и новая смена с 8 до 14:30. Затем до 16:30 разбор полетов, изучение документов, и с 21:30 до 8:30 - ночное дежурство, после чего 3 дня выходных.

Каждый диспетчер продлевает свидетельство раз в два года, проходя медкомиссию. Также проводятся квартальные, годовые и предсменные осмотры.

Изначально диспетчеру присваивается третий класс - в процессе развития легко дорасти до первого (и таких здесь 70%). И всячески стимулируется изучение английского языка: за его знание зарплата увеличивается на 50%.

Учат на диспетчеров лучше всего в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации (СПбГУГА), также есть выпускники МГТУ, Ульяновского института ГА и колледжа в Красноярске.

Нужно уметь различать самолеты визуально

У аэродромных диспетчеров – свой тренажер

И, кстати, диспетчерский центр очень активен в социальных сетях: Вконтакте (

Что еще почитать