Мир не так прост, как может показаться на первый взгляд. И многие ученые сегодня твердят о том, что существуют параллельные миры, в которых живут различные сущности, ранее невиданные. А сказки и мифы - это совсем не выдумки, а скорее, даже былины. Именно поэтому в данной статье будет представлен список мифических существ, которые, может, когда-то жили, а может, еще где-то и обитают в данный момент.
В данном перечне будут изучены как позитивные, так и негативные представители. Если рассматриваются добрые список обязательно должен открывать единорог. Что же это такое? Так, чаще всего это красивая белая лошадь, во лбу которой есть острый рог. Это символ целомудрия и борьбы за справедливость. Однако если верить эзотерикам, единорог должен быть существом с красной головой и белым туловищем. Ранее его могли изображать с телом быка или козы и только позже - лошади. Также легенды говорят о том, что единороги по своей природе имеют неисчерпаемый запас энергии. Приручить их очень тяжело, однако они покорно ложатся на землю, если к ним подходит девственница. Если же хочется проехаться на единороге, придется запастись золотой уздечкой.
Быт единорогов также весьма непрост. Они питаются исключительно цветами, пьют только лишь утреннюю росу, а купаются в самых чистых лесных озерах (в которых вода после этого становится целебной). При этом вся сила данных существ заключена в единственном роге (ему также приписывают целебные силы). Сегодня говорят: встретить единорога - к огромному счастью.
Список мифических существ, схожих с лошадьми, может пополнить и крылатый конь, сын медузы Горгоны и Посейдона. Главная его функция - быть на Олимпе и давать своему отцу молнии и громы. Однако будучи на земле, Пегас своим копытом выбил Гиппокрену - источник муз, который должен вдохновлять всех творческих людей на полезные деяния.
Отдельно также можно рассмотреть мифические существа женского пола. Список пополнят в обязательном порядке валькирии. Это девы-воительницы, которые являются спутницами и исполнительницами воли Одина (верховного бога в Это некие символы почетной смерти в боевых действиях. После того как пал воин, валькирии на свих крылатых лошадях забирают его в небесный замок Валгалу, где и прислуживают ему за столом. Кроме того, валькирии могут предсказывать будущее.
Список мифических существ обязательно должны пополнить различные птицы. Ведь они также занимали ведущие места в народных верованиях.
Список мифических существ могут продолжить чудовища, которые являются результатом скрещивания двух и более могущественных животных.
Какие еще есть мифические существа? Список могут пополнить чудовища, внешне чем-то схожие с драконами.
Отдельно рассмотрим мифические существа России. Список этот могут открыть злыдни. Их еще называли хмыри, или криксы. Они живут в болотах, пристают к людям. Могут даже вселиться в человека, если тот стар и у него нет детей. Олицетворяют мрак, нищету, бедность. В доме же злыдни селятся за печью, а потом запрыгивают на плечи к человеку и ездят на нем. Еще одно мифическое существо - хухлик. Это ряженый, водяной черт. Это нечистый дух, который выходит из воды и любит подшучивать над людьми, устраивая им разные пакости. Особенно активен во время Святок.
Отдельно также хочется представить список мифических существ Греции, колыбели человеческой цивилизации.
Любителям всего необычного можно посмотреть фильмы про мифических существ. Список этот могут пополнить следующие киноленты:
Рассмотрев полнейший список мифических существ и демонов, хочется сказать о том, что все эти чудовища являются выдуманными. И так нужно считать до тех пор, пока не будут предъявлены факты, свидетельствующие об обратном.
Мифологический жанр (от греч. слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.
Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне,
В 17-ом — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).
В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в 19-ом и 20-ом веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов.
На рубеже 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени, В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в графике П. Пикассо. См. подробнее Исторический жанр.
Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.
Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.
В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.
Амазонки
Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней.
Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.
Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания.
Волхвы(волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.
Кедригерн и другие маги Дин Моррисси |
Гарпии Брюс Пеннингтон |
Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.
Горгоны (В. Богурэ) |
В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода
По народным верованиям, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.
ДЕМОНЫ АДА |
Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п .
В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.
Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон
Хирон , в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.
Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, — легенда о "кентавромахии" - битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку. На пиру захмелевший кентавр Эвритион оскорбил царя лапифов Пирифоя, пытаясь похитить его невесту Гипподамию. "Кентавромахию" Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", она вдохновила Рубенса, Пьеро ди Козимо, Себастьяно Риччи, Якобо Бассано, Шарля Лебрена и других художников.
Живописец Джордано, Лука изобразил сюжет известной истории битвы лапифов с кентаврами, которые решили похитить дочь царя лапифо
РЕНИ ГВИДО Деянира, похищаемая |
Нереида Дж. У. Уотерхаус 1901 |
GHEYN Jacob de II - Neptune And Amphitrite |
Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
Herbert James Draper. Морские мелодии, 1904 |
Сатир в изгнании Брюс Пеннингтон |
Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.
Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.
Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи.
Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
Происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей.
Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов духи, представления о которых восходят к низшим природным духам. Подобно альвам, эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии — добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить.
Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром светлых эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п. Темные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в недрах гор сокровища. В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли)В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост, Гамаюн и Стратим.
Истории известно множество мифических существ мира, которые живут только в воображении людей. Некоторые из них абсолютно точно вымышлены, некоторые напоминают реальных животных. Разнообразие мифических существ сложно описать - если собрать их в одной книге только по названиям, получится том более, чем на 1000 страниц. В каждой стране создания разные - в зависимости от территории проживания отличаются и предания. В некоторых легендах преобладают добрые мифические существа, в некоторых - красивые, но опасные.
Каждое создание обладает настолько разными, а порой и противоречивыми характеристиками, что отнести его к какому-либо виду крайне сложно. Но специалисты в области мифологии сумели объединить все многообразие существ в один список, который включает 6 основных категорий.
К первой группе относят гуманоидных созданий, т. е. тех, кто похож на человека. Они имеют классические характеристики людей - прямохождение, аналогичное строение тела, способности к ручному труду, использование интеллекта в сложных жизненных ситуациях. От людей такие существа обычно отличаются силой, ростом и магическими способностями.
Это только первая часть из всех многочисленных существ, когда-либо описанных в мифологии. Естественно, что гуманоидов насчитывается гораздо больше, нежели перечислено в списке, здесь только самые известные. Создания, схожие с людьми наибольшим образом, достойны отдельного описания.
Подтип людей - наиболее обширный. В него входят разные существа, которые наиболее похожи по анатомии на человека. Из крупных созданий - йети, орки и тролли.
Из известных существ стоит выделить гномов, которые бывают горные, овражные и темные. Это создания похожи на людей, однако меньше их ростом. Гномов изображают как духов земли и скал, которые работают в шахтах, добывая драгоценные камни. Отношение к людям скорее дружелюбное. Однако, если человек проявляет агрессию, гном может впасть в ярость и покалечить обидчика.
Эльфы выделены в отдельную подгруппу и наиболее похожи на людей. Они обычно светловолосые, высокие и интеллектуально одаренные, в толпе легко сливаются с людьми. В некоторых сказаниях эльфы имеют полупрозрачные крылья. В книгах Толкиена эльфы - воины, которые умело обращаются с луком и мечами.
Такие создания имеют крылья разных цветов и размеров, способны к полетам на дальние или близкие расстояния.
Самые известные крылатые мифические существа - ангелы. Это Божьи посланники, согласно преданиям, они помогают поддерживать в мире порядок. Во всех культурах выглядят как люди, которые имеют за своей спиной большие белые крылья.
Несмотря на то, что ангелы обычно изображаются в образе мужчин, они бесполые. Создания не имеют физического тела, невесомы и невидимы для человеческого глаза. Они материализуются только, когда им нужно передать людям какую-либо информацию.
Ангелы, как высшие крылатые создания, приближенные к Богу, могут управлять стихиями, природными явлениями и судьбами людей - это очень сильные мифические существа.
Есть поверье, что за каждым человеком прикреплен свой Ангел-хранитель, который призван защищать и оберегать «своего» подопечного.
Существуют подклассы ангелов. Купидон не относится к классическим ангелам, однако он им является. Он посланник любви и помогает одиноким душам обрести вторую половинку.
К крылатым созданиям относятся рукокрылые существа - обычно крылья у них не за спиной, как у предыдущей подгруппы, а как бы соединены с руками путем сращения. К этой группе относят гарпий. Они выглядят, как человекообразные птицы. Их тело женское, как и голова, однако руки и ноги заменяют лапы грифа с длинными острыми когтями.
Они обычно агрессивно относятся к людям, похищают женщин и детей. Имеют свойство обворовывать людей, забирая их пищу, одежду и драгоценности. Страшатся гарпии всего одной вещи в мире - звука духовых инструментов, изготовленных из меди. От мелодии на трубах они в ужасе разлетаются и прячутся.
Эти существа, в отличие от гуманоидных, сочетают в себе черты как людей, так и животных. Они присутствуют в легендах практически всех стран и народностей мира. Ареал обитания - как можно дальше от людей, где-нибудь в труднодоступных местах:
Группу полулюдей можно разделить на несколько небольших подгрупп.
Зверей в сборниках легенд порой наделяли сверхъестественными способностями. Многие из них имели развитый интеллект, благодаря которому и шли на контакт с человеком. Часть таких существ обладала мистическими свойствами, либо органы этих животных ценились, как лекарственное средство. Многие поколения древних людей тратили годы, чтобы найти таких зверей. За них правителями обещалась огромная награда.
Наибольшую подгруппу составляют химеры - древние мифические существа.
Конеподобные имели строение, сходное с лошадью. Их часто изображали с крылатыми. В эту подгруппу входят:
Все они обладают способностью к полетам. Прокатиться на такой лошади мечтали многие люди древних времен. Увидеть крылатую лошадь считалось большой удачей. По поверьям, они жили высоко в горах, поэтому смельчаки направлялись туда, дабы получить в дар немного счастья. Многие из них не возвращались.
Сфинксы часто встречаются в египетской мифологии. Они были символом мудрости, считались стражниками, которые оберегали гробницы фараонов. Сфинксы выглядят, как кошки или львы с головой человека.
Мантикоры - это вымышленные, редкие создания, которые имеют тело льва и хвост скорпиона. Иногда их голову венчали рога. Эти создания крайне агрессивны к людям, как и львы, ядовиты. По преданиям, тот, кто встречал мантикору, погибал в ее зубах.
Кроме химер, в эту группу входят единороги, которых выделяют отдельно от остальных. Существа имеют тело и голову лошади, но их отличием является рог из середины лба. По поверьям, толченый рог единорога обладает волшебными свойствами - его добавляли в различные зелья для укрепления здоровья. Кровь создания дарила долголетие, вплоть до бессмертия, если человек принимал ее постоянно. Однако, согласно легенде, тот, кто выпьет кровь единорога, будет проклят навеки, поэтому желающих сделать это не находилось.
Отдельно выделяют подгруппу драконов. В древние времена они считались самыми могущественными на планете. Их прообразом послужили динозавры - величественные ящеры. Драконы подразделяются на европейских и славянских. В древнерусском фольклоре драконы могли иметь до 12 голов. Славянские драконы охотнее вступали в контакт с людьми и имели более высокие социальные навыки. Иногда их изображали многоглазыми, как символ того, что им доступны все знания, и они наблюдают за всем происходящим в мире.
Элементалями в Средневековье называли тех, что непосредственно связаны с силами природы. Такие создания могли влиять на стихии и управлять ими на пользу или во вред людям.
Отдельно выделяют группу хранителей природы. Они очень распространены в славянской мифологии - это водяные, болотники, кикиморы, лешие и боровики. Все они проживают в местах, труднодоступных для простых людей, охраняя природу и оберегая ее. К людям эти существа относятся нейтрально до тех пор, пока те не нарушают территориальных границ.
В лесах проживают лешие. Это существа из славянской мифологии, которые издавна считаются хозяевами леса. Изображаются обычно в виде сухоньких старичков с изумрудно-зелеными глазами. На вид они безобидные. Но если обижать природу и вести себя в лесу неподобающе, можно получить наказание от лесного духа.
Отличить лешего от обычного человека можно по его особенности одеваться - он любит всю одежду надевать наизнанку, даже лапти на ногах у него перепутаны.
Боровики живут в лесах и являются хранителями грибов. Они обычно изображаются, как низенькие человечки, которые обитают недалеко от грибных мест. Боровики обычно дружны с лешими и ведут лесное хозяйство сообща.
Кикимора
Кикиморы проживают на болотах и в лесу, заманивая незадачливых путников в трясину. Они изображаются, как страшные женщины, с одной ногой, длинной и тонкой, которая и держит их над болотистой местностью. С ними рядом проживают болотники - духи мужского пола.
Водяные обычно обитают в реках и озерах. Они нейтрально относятся к людям, однако могут заманить в воду того, кто покажется им опасным.
Эти существа неразрывно связаны с пламенем. Огонь является стихией очищения и светлых помыслов, поэтому все создания, с ним ассоциируемые, почитаются людьми.
В разных культурах к демонам - неоднозначное отношение. В греческой мифологии, демоны - это сгусток энергии, наделенный интеллектом, который способен изменять судьбу человека как в хорошую, так и в плохую сторону.
В мифологии древних славян бесы - злые силы, которые сеют хаос и разрушение. В переводе слово «бесы» означает «несущий страх». Демоны - это адские создание, однако раньше были ангелами, о чем свидетельствует наличие крыльев. В отличие от ангелов, демоны имеют крылья темного цвета и по виду напоминают перепончатые, а не перьевые. Бесы могут принимать любые обличья и маскироваться. Чаще они обращаются людьми, однако особо наглые могут принимать вид ангелов. Их несложно отличить - в их присутствии находиться неприятно, возникает беспричинная тоска и грусть, либо же приступ неконтролируемого истерического смеха.
Среди демонов различают род любовников - инкубы и суккубы. Они нуждаются в постоянном поступлении энергии, которую могут получить только путем полового контакта с человеком. Во время акта с демоном-любовником жертва находится в зомбированном состоянии и не способна сопротивляться. Она испытывает одновременно огромное удовольствие.
Инкуб - это демон мужского пола, который проникал в дома к женщинам, девственницам и монашкам, и насиловал их во сне. Суккуб же - демон-женщина, добычей которой были сильные, привлекательные мужчины. Наибольшей удачей для суккуба было соблазнить священника, желательного только недавно принявшего сан.
Инкубы способны размножаться путем передачи своего семени женщине. От такого союза, по поверьям, рождались отвратительно уродливые дети с частями тела животных или имеющие лишние конечности. Таких детей старались умерщвлять сразу после рождения, т. к. в них, согласно легендам, скрывались злые силы.
Бороться с суккубами и инкубами непросто, но возможно. Они не переносят запах ладана, поэтому, если оставлять на ночь небольшую лампадку, демоны приходить не будут. От них помогают молитвы.
К роду бесов относятся и фавны. Это божества, которые характерны для культуры Италии. Считаются благосклонными к людям. Проживают фавны в лесах и горах. Могут предостерегать людей от возможной опасности, являясь им во снах. Обычно фавны оберегают стада и скот от нападения диких зверей, помогая пастухам. Некоторых животных мифических существ могут видеть только фавны.
К этой группе относятся так называемые ожившие мертвецы. Они отличаются друг от друга - в зависимости от вида, нежить может быть бестелесной или осязаемой. В современном мире образ нежити активно используется в играх и фильмах такого жанра, как хоррор.
Основную часть нежити составляют вампиры - существа с острыми клыками, которые пьют человеческую кровь. Могут по своему желанию превращаться в летучих мышей или нетопырей. Приходят к людям в ночное время, пока те спят и высасывают у жертвы всю кровь до последней капли. Иногда вампиры любят мучить жертву - тогда они пьют кровь постепенно, в течение нескольких дней, с садистским удовольствием наблюдая за мучениями несчастного. Образ вампиров широко освещен в литературе. Впервые это сделал Брэм Стокер в своем романе «Дракула». С тех пор тема вампиров стала популярной - по ее мотивам пишут книги, пьесы, снимают кино.
К нежити также можно отнести зомби - это мертвецы, которые питаются человеческой плотью. Описание зомби в литературе: лишенные сознания и интеллекта создания, крайне медлительные, но смертельно опасные. По сказаниям, зомби делают людей себе подобными посредством укуса. Чтобы убить зомби, нужно отрубить ему голову, а тело сжечь. Тогда они не смогут регенерировать.
К нежити относят мумии. Когда-то они были людьми, однако после смерти их тела подвергли бальзамированию, поэтому они остались в земном мире. Мумии находятся в состоянии сна, поэтому неопасны. Однако, если кто-либо их разбудит, древняя сила возродится и начнется хаос. Египетские мумии подразделяются на несколько категорий.
Мифические создания не всегда нейтральны по отношению к людям, многие из них представляют реальную опасность для человека.
Существа из древних легенд также могут быть добры к человеку или помогать ему. Особенно много их в греческой и японской мифологии.
В мифологии существуют тысячи существ. Неизвестно, есть ли эти животные - о них нам известно лишь из легенд. Однако хочется верить, что в этом мире еще остается место для сказки. Разные мифические существа - интересные, добрые, злые, большие или маленькие.
Чтобы взаимодействовать с ними, нужно досконально изучить их предпочтения и привычки, однако главное в общении с легендарными существами - это уважение - тогда они могут не только пойти на контакт, но и помочь. Не стоит иметь дело с потенциально опасными животными, лучше выбирать в этом плане безопасных существ. О классификации этих созданий и их опасности можно почитать в специальном алфавитном справочнике или атласе, посвященном мифологии.
Выдуманные истории и созданные фантастами вселенные славятся своими деталями. Расы мифических существ имеют свою историю, место, где они обитают, и уникальные традиции. Это самобытные культуры с точными обоснованиями и привычками, которые присущи только персонажам, созданным в рамках одной или нескольких историй.
Мифология является отдельным видом искусства. В ней до мельчайших подробностей описана жизнь персонажей: они существуют в рамках одной социальной группы. Народы кочуют, оседают на одном месте, воюют и создают свою историю. Происхождение и поведение их могут отличаться. В зависимости от разновидности легенды, они растут и развиваются. Мифологические расы существуют в одной или нескольких эпохах. Их уникальность связана с тем, что окружающий мир создан по их подобию. Могут взаимодействовать персонажи популярного жанра фэнтези с людьми. Их контакты порождают новые истории и создают мутантов.
Особенности жизнедеятельности народов учитываются в повествовании. Расы мифических созданий должны существовать, обеспечивать себе пропитание, обживаться и продолжать род. В совокупности все детали собираются в единый рассказ. Не все истории выдуманы ради литературного жанра.
Древние легенды основаны на человеческих страхах: люди боялись того, чего не понимали. А выдуманные монстры спасали от страха неизвестности. Ими объяснялись ужасы эпохи. Описание чудовищ передавалось от одного поколения к другому, так появились целые мифические расы.
Народы существуют отдельно от других созданий или взаимодействуют с другими социальными группами. Чем больше персонажей вовлечено, тем сильнее любовные линии, противостояния и вопросы неравенства. Различиями между этими группами объясняет поведение и мотивы главных героев или антагонистов.
Чем отличается отдельный персонаж от выдуманной сплоченной группы:
Список групп расширяется и в современном мире. В кинематографе и литературе старые герои получают новую жизнь: они проходят перерождение, получают навыки и лишаются старых умений, которые не вписываются в заданную историей эпоху. Самые популярные народы используются в фольклоре или в новых поговорках.
У этой расы много прозвищ. Созданий зовут вервольфами или волкодлаками. Известное поверье, когда в разные времена в поселениях недалеко от леса орудовали страшные чудовища. Они нападали на людей, поедали скот и вредили всем, кто попадался на их пути.
Волкодлаки похожи на большую собаку или волка с огромной пастью. Они покрыты темной шерстью, а на их лапах заметны большие и острые когти. Во рту оборотней клыки, которыми монстры раздирают свою жертву. Их глаза красные, налитые злостью и ненавистью. Вервольфы очень жестоки. Они никого не щадят, и как только увидят жертву, ей пощады нет.
По поверьям лик зверя отражает истинную натуру человека. Днем и в обычные ночи, когда луна растет или убывает, оборотни прячутся среди людей. У них обычный, непринужденный вид. Сами волкодлаки не помнят всего, что с ними происходит после перевоплощения. Они знают о проклятье, но подробности убийств слышат от других людей.
Контролировать животную часть себя они не могут. Оборотни бывают как женщинами, так и мужчинами. Переходит проклятье по роду - ребенок обречен на постоянные перевоплощения. Первый опыт происходит в подростковом возрасте. Тогда юный оборотень становится более агрессивными: чем ближе полнолуние, тем сильнее внутренняя тревога.
Во главе клана стоят первые оборотни. Они почти бессмертные, и проживают не меньше 200 лет.
Известные расы перевертышей умеют не только перевоплощаться, но и хорошо уживаться в роли других людей. С рождения у существ есть своя внешность, но чем старше становится ребенок, тем больше он пытается подражать окружающим. Постепенно он учится менять свою физическую оболочку и мышление. Перевертыши не изображают другую живую плоть, а играют образ до мельчайших деталей.
Что они делают:
Вычислить существо очень сложно. Он становится точной копией человека. Перенимает его привычки, характер и даже темперамент. Находиться в одной оболочке мифические создания могут годами: они уживаются в роль, в которой им безопасно. Живут перевертыши не больше 300 лет.
Раса мифических коротышек известна благодаря невероятным историям. Своим рождением существа обязаны Джону Толкину, который описал предприимчивый народ в своих книгах «Властелин колец». Еще их называют полуросликами - их отличительная черта низкий рост и толстые ноги. Худыми хоббиты бывают редко. Чем они успешнее и богаче, тем толще их тело. У полуросликов кудрявые волосы и круглые лица.
Народ очень привязан к местности, он чтит свою культуру и у него хорошо развита родовая связь. Дома хоббитов передаются от поколения к поколению. Рождается у полуросликов по 4-5 детей. По натуре они спокойные и слишком осторожные. Их никогда не тянет на приключения. Лучшее, что может случиться с хоббитом - это спокойная и размеренная жизнь. Основной род занятий - земледелие. У полуросликов получается вкусный сыр и различные соления.
Они очень запасливые: у каждого уважающего себя хоббита есть кладовка, забитая едой на всякий случай. Ловкостью или хитростью существа не наделены, но на них можно положиться в трудный момент. Если они дают обещание, то сделают все возможное, чтобы его сдержать.
Среди магических существ есть мутанты, которые пугают своим внешним видом. описываются в той же истории, что и хоббиты. Они являются порождением зла, чистой черной силой. Рождаются орки Средиземья не от матери, а появляются из подножья гор. Они появляются на свет взрослыми особями и готовы воевать. Эмоциональных привязанностей у мутантов нет. Они готовы убивать и всегда дерутся до смерти. Повелевает ордой Саурон - с их помощью он пытается подавить народы, которые ему противостоят.
Другой вид орков встречается в играх и современных фильмах. Это другая социальная группа. В отличие от своих сородичей, такие мутанты живут племенами - они заводят детей, строят семьи и подчиняются справедливому лидеру. Эти орки рождаются и воспитываются, поэтому отличаются индивидуальностью. Питаются племенные жители от магической силы. Она дает им мощь, способную сокрушить любого врага. Варвары нападают только по хорошо продуманному плану: ими никто не повелевает, они следуют за своим лидером.
Перечень волшебных рас всегда включает Их еще называют карлы или подземный народ. Они отличаются большим трудолюбием и редко выбираются наружу: живут в шахтах и специально созданных подземных ходах под горами, добывают металл или алмазы. Они жадные, чем объясняется их трудолюбие.
Описание внешности гнома:
Отличаются жители подземных ходов скверным характером. У гнома всегда есть борода - по этой черте его всегда можно отличить от карлика или другого создания. Своей волосатостью на лице карлы очень гордятся. По бороде можно определить статус и возраст гнома.
О женщинах народа ходят свои легенды. Они редко упоминаются, но их внешний вид почти всегда устрашающий. По поверьям, женщины подземного народа похожи на мужчин. Они волосатые, мужеподобные и грубые. По другим рассказам, женщины веселые и очень миролюбивые. Они прячутся, и даже при наступлении врага, защитой жилища занимаются только мужские особи.
Для существ большого роста отведена особенная роль в мифологии - они служат для устрашения. Поэтому великаны, как еще называют троллей, живут в лесу и отдаленной местности. Страшные людоеды имеют массивное тело, и когда они идут по земле, грохот расходится на несколько километров. Умеют тролли выслеживать жертву. У них хорошее обоняние и большая физическая сила. Великаны любят свежее мясо с кровью. Люди в таком случае для них являются самой быстрой и вкусной добычей. Цвет кожи зеленый, а с годами он темнеет.
Умственными способностями существа не блещут. Но отличаются некоторой хитростью: при необходимости они могут обмануть врага или прикинуться мертвым. Великаны выживают за счет хороших физических данных.
Характер у них тяжелый: тролли могут разозлиться за несколько минут. Когда они в ярости, крушат все вокруг и никого не щадят.
Народ бывает диким или социализированным. Живут тролли в группе, в которой легче охотиться, или в одиночестве - такие создания менее опасны, они убивают только в крайних случаях.
Морские народы не менее популярны в мифологии. Они являются покровителями всех водоемов вокруг гор, лесов и поселений. Морской народ еще зовется русалками. Это полулюди-полурыбы. Они могут плавать, но при необходимости перемещаться на суше.
В одних поверьях русалки красивые и милые создания, они плавают по морскому дну и наслаждаются жизнью. По другим легендам, они коварные обольстительницы, заманивающие к себе незнакомцев. Они питаются их жизненными силами.
Ундины редко идут на контакт, они закрыты и замкнуты. Чем больше к ним проявляют внимания люди, тем дальше они прячутся. Не любят ундины жить группами: они выбирают одинокую жизнь на дне.
Один из самых популярных образов - - часто используется в современной художественной литературе. Красивые обольстители-кровопийцы могут жить столетиями и прятаться среди людей. По легендам, они мало чем отличаются от обычных женщин и мужчин. В прошлом они были людьми, укушенными другими вампирами. Сразу после укуса человек умирает и постепенно превращается в кровопийцу.
В чем особенность жизни ночных созданий:
Живут вампиры среди людей. Они днем спят, а ночью выходят на охоту. Клыки, с помощью которых они пьют кровь, не всегда видны. Обладают монстры привлекательной внешностью, чтобы заманивать новых жертв. Вампиры не стареют. Вечная молодость - их дар и одновременно проклятье. Убить существо можно колом или путем сожжения всего тела. Предварительно вампиру огрубают голову.
С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха Одноглазого… Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано: «Проверено. Лих нет. Богатырь Попович».
Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»
«Славянские монстры» - согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные - все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.
Обитатели славянских языческих легенд - это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.
До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) - раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125-1177) - два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» - компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.
«Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры - 9 век нашей эры.
Ее текст якобы был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, либо вывезены после войны в США).
Увы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги - фальсификация, выполненная в середине 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь разных славянских наречий. Несмотря на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.
Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книгу эту посвящаем».
Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит - то есть около 9000 лет до нашей эры.
Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал - в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации - чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований.
Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). В русский язык слово «Алконост» вошло в результате искажения старинного высказывания «алкион есть птица».
Славянский Алконост - райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море - и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником - она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.
Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis - ядовитая змея.
Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.
Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга - персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).
Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров - руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован - в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.
Происхождение имения «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского «ега» - болезнь.
Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей - это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2-3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова - в другом, а носом упирается в потолок.
Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену - все это проделки банника.
По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами - здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
Как и других духов, банника прикармливали - оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника - банница, или обдериха. В банях также жила шишига - злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.
Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.
Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.
Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.
Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.
Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой - осуществление предсказаний. Хорошо известна присказка «Гамаюн - птица вещая». Также умела управлять погодой. Считалось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.
Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? - Ку. - А чего так ма…?
Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.
В самом обобщенном представлении - домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».
Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.
С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен - ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует - некоторые считают его животным, другие - птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак - душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном - дрекавак умеет жутко кричать.
Обычно дрекавак - герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот - по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.
Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев - добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно - знание. Ее ближайший родич - средневековая птица Феникс, известная и на Западе, и на Руси.
Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог - бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) - первой династии русских правителей. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец - так появился современный герб Украины.
Злой дух (иногда - жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда - в основном лишь пугает заплутавших путников.
Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.
Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом - похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).
«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям - разбив яйцо об голову Кощея).
Кощей в представлении Васнецова и Билибина.
Георгий Милляр - лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.
Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой - ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик - растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам - его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.
Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно - заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет - это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.
До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду - оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться - обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается - передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.
В славянской мифологии русалки - разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» - мертвец) - детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.
Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).
Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.
Различались также «древесные русалки», живущие в ветвях деревьев. Некоторые исследователи причисляют к русалкам полудениц (в Польше - лаканиц) - низших духов, принимающих вид девушек в прозрачной белой одежде, живущих в полях и помогающих полевому. Последний представляет собой также природного духа - считается, что он выглядит как маленький старичок с белой бородой. Полевой обитает на возделанных полях и обычно покровительствует крестьянам - за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. За это он насылает на крестьян полудениц, чтобы те своим волшебством лишили их рассудка.
Следует также упомянуть водяницу - разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.
Считалось, что водяницы были женами водяных - духов, предстающих в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. Пучеглазый, толстый, жутковатый, водяной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и прочими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжает по своему подводному царству верхом на соме, за что эту рыбу в народе иногда звали «чертова лошадь».
Водяной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, однако время от времени любит пошалить, утащив зазевавшегося (или обидевшего) купальщика под воду. Иногда водяного наделяли способностью к оборотничеству - превращению в рыб, животных или даже бревна.
Со временем образ водяного как покровителя рек и озер изменился - он стал рассматриваться как могущественный «морской царь», живущий под водой в шикарном дворце. Из духа природы водяной превратился в эдакого волшебного самодура, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать соглашения и даже побеждать его хитростью.
Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.
Еще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин - не посланник свыше, а прямая угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в «индийских землях рядом с раем», либо на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.
Нетрудно догадаться, что Сирин - мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин - не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.
Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.
У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть - чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).
Для своих первых романов и стихотворений Владимир Набоков использовал псевдоним «Сирин».
В 2004 году «родиной» Бабы-Яги было объявлено село Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Ее «день рождения» празднуется 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «поклонения Бабе-Яге».
Илья Муромец - единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной церковью.
Баба-Яга встречается даже в западных комиксах, например - «Hellboy» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры «Quest for Glory» Баба-Яга - главный сюжетный злодей. В ролевой игре «Vampire: The Masquerade» Баба-Яга - вампир клана Носферату (отличаются уродливостью и скрытностью). После ухода Горбачева с политической арены она вышла из подполья и перебила всех вампиров клана Бруджа, контролировавших Советский Союз.
Перечислить всех сказочных существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов - лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга. Вообще, обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «приземленных» собраний монстров из других культур
.
Среди славянских «монстров» очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.
Последнее особенно важно, ибо старинные предания быстро забываются, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь изучать славянские легенды - особенно в их изначальных, неадаптированных для детских книг вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордиться, ведь он - один из самых древних в Европе.
kco1.ru - Книголюб - Образовательный портал