Открытое занятие "клуб веселых математиков" план-конспект на тему. Урок «математика – гимнастика ума» в уроке представлены материалы для умственного развития и логического мышления учащихся

Числовые ребусы (еще их называют математические ребусы).

К такому виду задач относятся математические выражения (обычно простое равенство), в котором все или часть цифр заменены на некоторые значки (буквы, звездочки и т.д.). Требуется вместо каждого значка подставить нужную цифру, чтобы выражение было верным.
Есть несколько общих правил :
- если в математическом ребусе используются несколько букв, и найдено соответствие между какой-то буквой и цифрой, то другие буквы эту же цифру обозначать не могут ;
- ноль не может быть крайней левой цифрой в числе .
Предполагается, что исходное равенство верно и записано по обычным правилам арифметики; используется десятичная система счисления.

Пример 1 : Оля записала некоторое трехзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так:

(одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам). Восстановите запись чисел, которую выполнила Оля.
Решение: Заметив, что сумма цифр двузначного числа обозначена цифрой десятков искомого числа. (Например, 5+0=5). Но тогда

Ответ: 929; 20; 2.

Пример 2.


Решение: 27*на единицу, получаем двузначное число, в разряде десятков стоит число 5. Значит, на месте единиц 2.

В разряде десятков стоит цифра 3, т.к. только 3 умножить на 27 получается 81, первая цифра 8.

Ответ: 27*32=864


Пример 3:


Решение: Обратим внимание на то, что последние две буквы (цифры) слагаемых и суммы одинаковы. Понятно, что одна из этих букв (или А, или К) означает О, а другая – 5. Сумма трех А оканчивается на А, поэтому А=0 или А=5. Но, если А=5, тогда (К+К+К+1) не может оканчиваться на К. Следовательно, А=0, К=5.

(по 3 -> 1 балл за каждую фигуру)
Разрежьте каждую из данных фигур на две части, сделав только один прямолинейный разрез, и из получившихся в каждом случае частей сложите квадраты.

11. (5 -> 3 балла за каждый квадрат)
Заполните пустые клетки каждого квадрата буквами из числа уже имеющихся в нем так, чтобы ни в одной из горизонталей, вертикалей или диагоналей квадрата буквы не повторялись.

12. (5 -> 3 балла за каждый пункт)
А) Первое число –это некоторое трехзначное число, второе число – это сумма его цифр, третье число – это сумма цифр второго числа. Эти три числа можно записать так: Восстановите запись, если одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам.
Б) Первое число – это некоторое трехзначное число, второе число – это произведение его цифр, третье число – это произведение цифр второго числа. Эти три числа можно записать так: . Восстановите запись, если одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам.

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Расставьте между цифрами знаки четырёх действий и скобки разными способами так, чтобы получились верные равенства.

5 5 5 5 = 6
5 5 5 5 = 7
5 5 5 5 = 30

Поставьте между цифрами знаки арифметических действий и скобки так, чтобы в результате получилось по 1. Две рядом стоящие цифры можно считать двузначным числом.

1 2 3 =1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 =1
1 2 3 4 5 6 =1
1 2 3 4 5 6 7 =1
1 2 3 4 5 6 7 8 =1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 =1

Расставьте между цифрами знаки четырёх действий и скобки разными способами так, чтобы результат вычислений составлял 100.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100

Слайды 5-6

Расшифруй записи

Восстанови запись. Одинаковые фигуры обозначают одинаковые цифры.

Как в данном равенстве передвинуть одну цифру, чтобы получилось верное равенство?

Раздели прямой линией циферблат часов на 2 части так, чтобы сумма чисел на обеих частях была одинаковой.

(Подсказка: Сложить все числа, разделить сумму на 2)

Соедини тремя линиями вершины квадрата, не отрывая карандаша.

(Подсказка: эти линии должны быть за пределами квадрата)

Малыш начертил 3 прямые линии. На каждой из них отметил 3 точки. Всего Малыш отметил 6 точек. Нарисуй, как он это сделал.

(Подсказка: линии пересекаются. Некоторые точки находятся на пересечении линий)

Сколько перед вами квадратов? (14)

Удалите 3 палочки так, чтобы квадратов стало 4.

Перед вами совок. Передвинь 2 палочки так, чтобы муха оказалась в совке.

Слайды 14-15

Помоги Незнайке провести 4 линии так, чтобы они пересекались: а) в трёх точках; б) в пяти точках. (Разными способами)

Список используемой литературы:

  1. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, Орг А.О.-5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  2. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  3. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач/ сост. Т.А. Мельникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
  5. Задание финального тура Первого Республиканского интеллектуального марафона учащихся 5-х классов, прошедшего в Казани (Слайд 12).

Здесь мы встретимся с задачами на арифметические действия над натуральными числами, где часть цифр чисел известна, а большая часть нет. Будем обозначать неизвестные цифры звездочками. Нужно найти все цифры, обозначенные звездочками; если ответов несколько, то требуется найти их все.

Любопытно проследить, как в задаче, где порой известны две-три, а то и одна цифра, а неизвестных цифр много, удается найти эти цифры -- почти из ничего получить все.

В задачах этой темы предполагается, что первая цифра каждого числа отлична от нуля.

Восстановить запись:

Сначала найдем вторую цифру делителя. Так как она при умножении на 7 дает число, оканчивающееся на 8, то эта цифра равна 4.

А чему равна первая цифра делителя? Очевидно, 1 или 2. Если первая цифра делителя 1, то 14 при умножении на 7 дает двузначное число 98, а должно давать трехзначное число. Значит, этот случай невозможен.

Пусть первая цифра делителя равна 2. Найдем первую цифру частного. Она равна 1, поскольку 24 при умножении на эту цифру дает число 2*. Наконец, делимое легко найти, умножая делитель 24 на частное 17.

Пример 2.

Найдите неизвестные цифры в записи:

Первая цифра суммы может быть равна только 1. Тогда первая цифра второго слагаемого -- 9. Отсюда первая цифра второго множителя равна 5, а следовательно, второе слагаемое -- 95. Тогда первая цифра первого слагаемого равна 5. Поэтому вторая цифра второго множителя равна 3.

Ответ: 19 53 =1007.

1. Восстановите записи:

а) 97 11=1067 б) 23 34=782 в) 58 91=5278 г) 19 59=1121

2. Восстановите запись:

120 98=11760 или 115 98=11270

3. Восстановите запись:

а) 124 97=12028 б) 19 53=1007 в) 505 101=51005

4. Восстановите пример на умножение натуральных чисел, если известно, что сумма цифр у обоих сомножителей одинакова.

5. Можно ли какие-либо десять чисел расставить в кружки данной фигуры так, чтобы сумма чисел в вершинах любого черного треугольника была равна 1996, а сумма чисел в вершинах любого белого треугольника была равна 1997?

6. Восстановите записи:

3*2 **3

*2*5 **3

а) 415 382=158530 б) 113 133=15029

7. Восстановить запись: *3 3*=3**

8. Восстановить запись **

91 11=1001 или 13 77=1001

9. Восстановить запись 91 **=***

10. Восстановить записи: а) ** =1 б) *** 9=***

а) 10 1-9=1 б) 101 9=909, 111 9=999

11. Сколько всех решений имеет задача *** 9=*** ?

12. В примере на умножение допущена ошибка. Откуда это видно?

Вторая цифра второго множителя ровна 9, но его первая цифра должна быть больше 9, а это невозможно

13. Восстановить запись

14. На какое наименьшее натуральное число нужно умножить число 7 для того, чтобы получить число, записывающимися одними девятками.

15. На какое наименьшее натуральное число нужно умножить число 12345679 для того, чтобы получить число, состоящее из одних пятерок.

Открытое занятие

«Клуб веселых математиков»

(для учащихся 5а, класса)

выполнила:

Краюхина С.В.

2009 год

Цель : развивать математические способности, тренировать быстроту реакции, математическую грамотность, закреплять правильность математических вычислений.

Ход занятия.

Ведущий : Друзья! На КВМ веселый

Мы снова в гости к вам пришли.

Мы очень ждали этой встречи

И постарались, как могли.

Капитан : Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Мы приготовили веселый

Наш школьный вечер КВМ.

КВМ – соревнование

В остроумии и знании.

Чтоб этот вечер КВМ

Вам по душе пришелся всем,

Нужно знания иметь прочные,

Быть веселым и находчивым.

Капитан : Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВМ будем играть.

А этот КВМ сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

I. Разминка команд.

Каждая команда получает по три задания (оформлены на листках и карточках):

1. определите время по этим часам.

2. поменяйте местами две цифры так, чтобы равенства были верными.

69: 3 = 7 7 х 6 = 58

3. расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте получившийся текст.

II. Соревнование счетчиков.

Из каждой команды выделяются по два игрока-счетчика, каждый из них выполняет одно задание.

1. на доске изображен квадрат, разделенный на 9 клеток. К доске выходят от каждой команды по одному счетчику. Они по очереди вписывают в любые клетки квадрата числа от 1 до 9 включительно.

Когда таблица заполнена, первый счетчик находит произведения трех чисел, записанных в каждом столбце, а затем устно находит сумму трех произведений.

Второй счетчик находит произведение чисел, записанных в каждой строке, и полученные числа складывает. Счетчики записывают результаты на доске и сравнивают их.

Очки начисляются команде, счетчик которой выполнил задание быстрее и без ошибок.

54 80 84

56 54 + 80 + 84 = 218

135 56 + 135 + 48 = 239

48 218 < 239

2. работа на ЭВМ.

На доске изображена ЭВМ, она выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36, какое число было заложено в машину?

Ответ: 24

III. Викторина для болельщиков.

Пока счетчики выполняют задание, болельщики принимают активное участие в викторине.

1. Ире и Лене вместе 12 лет, причем Ира на 10 лет старше Лены. Сколько лет Ире и сколько Лене? (Ире 11 лет, Лене 1 год)

2. у рабочего была путевка на турбазу с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня)

IV. Конкурс капитанов.

1. представьте каждое число (18, 28, 6, 14, 15, 35, 12, 45, 36) в виде произведения двух чисел и замените его буквой, записанной на пересечении строки и столбца, номера которых совпадают с множителями данного числа. Прочитайте зашифрованный текст. Капитаны выполняют задание устно, буквы записывают на доске.

2. мысленно переставьте местами одинаковые фигуры. Прочитайте написанное. (РОДИНА)


V. Соревнование смекалистых.

Восстановите запись. Одинаковые фигуры обозначают одинаковые цифры.

VI. Эстафета команд.

На доске нарисованы часы, на циферблате вместо чисел стоят буквы. Для каждой команды столбиком записаны примеры. Команды выстраиваются вдоль доски и по очереди решают примеры (по одному примеру каждый).

324: 54 = 6 168: 28 = 6

144: 12 = 12 96: 8 = 12

800: 80 = 10 200: 20 = 10

126: 14 = 9 117: 13 = 9

171: 57 = 3 186: 62 = 3

96: 12 = 8 200: 25 = 8

98: 14 = 7 91: 13 = 7

Решив пример, ученик записывает не ответ, а букву, соответствующую этому числу, которую находит на циферблате часов и быстро передает мел следующему ученику, а сам садится на место. Если все примеры решены верно, и ответы правильно записаны буквами, то болельщики каждой команды прочитают слово «МОЛОДЦЫ».

Подведение итогов ЭВМ. Награждение победителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чкаловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Открытое занятие

«Клуб веселых математиков»

(для учащихся 5а, класса)

выполнила:

Краюхина С.В.

2009 год

Цель : развивать математические способности, тренировать быстроту реакции, математическую грамотность, закреплять правильность математических вычислений.

Ход занятия.

Ведущий : Друзья! На КВМ веселый

Мы снова в гости к вам пришли.

Мы очень ждали этой встречи

И постарались, как могли.

(выходит команда «БАМ». Девиз: «Будем активно мыслить!»)

Капитан : Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Мы приготовили веселый

Наш школьный вечер КВМ.

КВМ – соревнование

В остроумии и знании.

Чтоб этот вечер КВМ

Вам по душе пришелся всем,

Нужно знания иметь прочные,

Быть веселым и находчивым.

(выходит команда «ПУПС». Девиз: «Пусть ум победит силу!»)

Капитан : Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВМ будем играть.

А этот КВМ сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

  1. Разминка команд.

Каждая команда получает по три задания (оформлены на листках и карточках):

  1. определите время по этим часам.

  1. поменяйте местами две цифры так, чтобы равенства были верными.

69: 3 = 7 7 х 6 = 58

  1. расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте получившийся текст.

8 х 6

7 х 6

6 х 3

9 х 7

9 х 6

8 х 7

  1. Соревнование счетчиков.

Из каждой команды выделяются по два игрока-счетчика, каждый из них выполняет одно задание.

  1. на доске изображен квадрат, разделенный на 9 клеток. К доске выходят от каждой команды по одному счетчику. Они по очереди вписывают в любые клетки квадрата числа от 1 до 9 включительно.

Когда таблица заполнена, первый счетчик находит произведения трех чисел, записанных в каждом столбце, а затем устно находит сумму трех произведений.

Второй счетчик находит произведение чисел, записанных в каждой строке, и полученные числа складывает. Счетчики записывают результаты на доске и сравнивают их.

Очки начисляются команде, счетчик которой выполнил задание быстрее и без ошибок.

54 80 84

56 54 + 80 + 84 = 218

135 56 + 135 + 48 = 239

48 218

  1. работа на ЭВМ.

На доске изображена ЭВМ, она выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36, какое число было заложено в машину?

Х 3

Ответ: 24

  1. Викторина для болельщиков.

Пока счетчики выполняют задание, болельщики принимают активное участие в викторине.

  1. Ире и Лене вместе 12 лет, причем Ира на 10 лет старше Лены. Сколько лет Ире и сколько Лене? (Ире 11 лет, Лене 1 год)
  1. у рабочего была путевка на турбазу с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня)
  1. Конкурс капитанов.
  1. представьте каждое число (18, 28, 6, 14, 15, 35, 12, 45, 36) в виде произведения двух чисел и замените его буквой, записанной на пересечении строки и столбца, номера которых совпадают с множителями данного числа. Прочитайте зашифрованный текст. Капитаны выполняют задание устно, буквы записывают на доске.
  1. мысленно переставьте местами одинаковые фигуры. Прочитайте написанное. (РОДИНА)

Что еще почитать