Почему китай называют поднебесная. «Поднебесная» из глубин веков

Почему Китай назвали "Китаем" и "Поднебесной" .

Когда у нас появляется время на размышления, мы начинаем искать ответы на, казалось бы, простые вопросы. Вот, к примеру, почему Китай назвали "Китаем", а не как-нибудь иначе? В этом густонаселённом государстве проживает пятая часть всей нашей планеты. На счет того, почему именно так названа эта страна, есть несколько весьма интересных теорий, каждая из которых вполне может оказаться правдивой.

Историческая теория

Ранее современный Китай разделялся на две части: северную и южную. В северной его части находилось государство, основанное племенами Китами, и называлось оно "Ляо". Южная часть в то время принадлежала монголам. Откуда взялись коренные племена Ляо, доподлинно неизвестно и по сей день. Если верить отдельным источникам, то своим происхождением они тоже обязаны монголам. Но есть и другая информация, что они произошли от тунгусо-маньчжурских племен. В дальнейшем жители рядом расположенных государств так и стали называть северные территории - "Китай". В принципе, эта теория может стать ответом на вопрос о том, почему Китай назвали "Китаем". Но каким образом это название попало к нам в славянскую речь? Ведь название этой страны на разных наречиях звучало совершено по-разному: Кэтай, Хэтай, Хитан и Китай.

Этимологическая теория

В английском языке название "Китай" появилось в двенадцатом веке и писалось оно так: "Cathay" (сейчас оно пишется по-другому - "China"). Есть интересное суждение, что "China" Китай стали называть после того, как возникла династия Цинь. А в русский словарь это слово попало в пятнадцатом веке в той форме, что и сейчас.

Но стоит напомнить, что "Китаем" называли только малую часть его территории, да и название дошло до нас уже после того, как династия Цинь рухнула. В действительности даже не все китайцы знают, почему Китай назвали "Китаем". Значит, можно уверенно сказать, что в этом слове нет никакого конкретного смысла, такое иногда встречается в истории названий и имен.

Почему Китай называют "Поднебесной"

Страна с самым большим населением в мире на самом деле имеет несколько названий. Сами китайцы свою страну "Поднебесной" называют, а граждане других стран называют ее "Китай" или "China". Если рассмотреть само слово «Поднебесная», то на китайском языке оно состоит из двух иероглифов - "Тянь" и "Ся". Первый в переводе означает "день", "небо", а второй переводится как "подножье", "низ". Вот и выходит что-то похожее на "Поднебесная". Китайцы с давних пор поклоняются небу и свято верят, что только их стране оно покровительствует. А остальные люди неба не имеют.

Есть у Китая и иное название - "Чжун Го" - "путь земли". Такая философия вполне объяснима, ведь в Китай особо никто не вторгался, не стремился его завоевать. Поэтому понятно, почему китайцы считают свою страну серединой мира. И вот, пока мы размышляем, почему Китай назвали "Китаем", жители этой страны стремительно развиваются и занимают ниши на международных торговых рынках. Так может, они и на самом деле являются главными жителями Земли, несмотря на то, что цивилизация добралась и до них, заразив их опиумом и коммунистическим строем?

Поднебесная - так называют Китай поэты, Срединное царство - так называли Китай в древности, страна строящегося социализма - называли эту страну в 70-е годы прошлого века, страна больших перспектив и трудолюбивых людей - так называют Китай сейчас!

В первую очередь это связано с древней религиeй, в которой выcшим божeством считалось Небо. В Пекине есть древний храм небa, там император - только в исключительно трудных государственных ситуациях советовался с Небом. Это была шикaрная церeмония - длилась недели две, с учaстием множества жрецов, чиновников и войск, болеe 100 тысяч людей, нe считая лошадей и боeвых слонов.
Ну, а вся громaдная страна, руководимая Небом, естественно, называлась Поднебесной империей.
Величайшая держава Азии за свою долгую историю сменила много имен. Свою культурную вселенную китайцы обычно называли Тянься - Поднебесная, иногда Сыхай - «(страны между) четырьмя морями» . Государство называлось по царствующей династии, имя которой выбиралось по какому-либо древнему царству, выбранному за образец (Тан - в честь удела мифического совершенномудрого правителя Яо, Сун - в честь одного из самых культурных царств) , либо с особым смыслом: Юань - Главная, Мин - Светлая, Цин - Чистая. Если же речь шла о Китае как о стране, в отличие от всех прочих стран и безотносительно к тому, кто царствует, то говорили: Чжунго - Срединная страна, Чжунхуа - Срединная Цветущая, Хуася - Цветущее Ся (одна из древнейших династий) . Себя же китайцы называют чжунгожэнь - люди Срединного государства, или ханьжэнь - ханьцы, по самой прославленной династии древности.

Все мы как-то привыкли, что вторым именем нашего восточного соседа является красивое и таинственное определение «Поднебесная ». Некоторые думают, что оно как-то связано с Тибетом и высокими горными плато. Однако это не так - понятие «Поднебесная» содержит более глубокий и философский смысл, однажды определивший мировоззрение китайского народа на тысячелетия вперед. Давайте проследим историю этого названия с самых первых времён возникновения китайской государственности и ненадолго окунёмся в события тех лет, чтобы понять, как зародилась Поднебесная империя .

Около пяти тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ древние племена, предки нынешних хань (государствообразующей национальности Китая) занимались земледелием и пасли свиней. Позднее, в бронзовом веке, эти народы, значительно укрепившись в ремеслах, основали своё первое государство - Шан . Что и говорить, благодаря трудолюбию, изобретательности, а так же, заимствованию с ближнего востока некоторых интересностей (таких как, боевые колесницы, злаки, коровы и овцы) шанское государство превосходило всех своих соседей в ремеслах и военной мощи. Шанские луки, говорят, были даже лучше, чем знаменитые английские.

Однако народ Шан верил не только в силу оружия и натруженных рук - в государстве был развит культ поклонения предкам - часто с кровавыми жертвоприношениями и сжиганием драгоценностей на ритуальных кострах. Предки, по поверьям, после смерти (если они были добродетельными) уходили на небеса, сливаясь с ними. А в ответ на подношения они просто обязаны были с небес помочь людям во всех житейских делах. Так как царство процветало, народ верил, а скорее, убеждался в помощи предков и усердствовал в своих ритуалах.

Окружающим народам оставалось только дивиться богатству и культуре Шан. Хотя многие «варвары» перенимали полезные особенности уклада государства, но больше всего этим отличился народ, находящийся западнее - Чжоу . Чжоуцы не только высматривали что получше - они хотели целиком и полностью влиться в культуру Шан, совершенствуя свои ремесла, армию и, конечно же, вводя шанский культ поклонения предкам.

Первый правитель Чжоу - Цзи Ли, был добрым другом государства Шан, и даже получил от шанского вана (короля) звание «Правитель Запада». Однако сын Цзи Ли - Вэнь-ван не только перенимал всё лучшее от Шан - он так же готовился к войне, сколачивая коалицию из соседних народов. Однако войну эту начать после его смерти пришлось уже сыну - У-вану. В то время, как шанский правитель, забросив государственные дела предавался пьянству и разврату, армия коалиции наращивала свою мощь и, однажды, переправившись через Хуанхэ, разбила армию шанского вана. Шанский ван с горя сжёг себя в своём дворце, а его наложницы повесились в саду.

У-ван вошел в столицу и обнаружил лишь сына шанского правителя. Он пожалел мальчика и даже сделал его правителем всей территории Шан, оставив, однако, двух своих братьев присматривать, а сам вернулся в Чжоу. И там же скоропостижно скончался, предварительно назначив царем своего малолетнего сына. Стать регентом, а, следовательно, и управлять, был призван брат У-вана - Чжоу-гун . Он-то и станет ключевой фигурой в нашем повествовании.

Дело в том, что народ государства Шан взбунтовался сразу же после смерти У-вана, и Чжоу-гуну пришлось вести долгую борьбу за Шан снова. Победив, он вернул доверие народа и, из милости к побеждённым, просто расселил всех по территории нового государства Чжоу.

Мудрый Чжоу-гун сохранил культ почитания предков, при этом выдвинув новую судьбоносную идею - концепцию Мандата Неба . Она заключалась в том, что именно небо (слившиеся духи предков) приводит к власти наиболее достойного, давая такое же право и его потомкам до той поры, пока они не растратят свою добродетель и благодать, увлекшись развратом и злыми делами (как последний правитель Шан). При таком исходе Небо свой Мандат забирает и передаёт его самому достойному и благодетельному человеку, делая его новым правителем царства. Так как Небо одно на весь мир, оно наделяет Мандатом лишь одного правителя единого вселенского государства - Поднебесной. Вселенское государство - это не господин над всеми остальными, а духовный центр, сосредоточение всех путей и смыслов. Именно благодаря Чжоу-гуну Китай становится Поднебесной - страной, где правитель - сын и ставленник Неба, а добродетель - его единственная опора.

Китайцы – одна из древнейших цивилизаций на Земле и нет ничего удивительного в том, что вместе со сменой эпох, земля на которой поселилась народность несколько раз меняла свое название. Более полутора тысяч лет государство было полностью закрытым от внешнего мира, отсюда у жителей и появилось мнение, что они являются центральной нацией на земле и живут у самого входа в небо. Еще до рождения Конфуция небеса почитались и были задействованы во многих обрядах. Вот почему Китай называют Поднебесной или Серединным государством – это понятие плотно укоренилось в сознании китайского народа.

Значение слова Поднебесная

Историки пришли к мнению, что основным в формировании названия стало г . С одной стороны, он плотно окружен горными вершинами, а с другой отделен тремя морями, благодаря чему на протяжении многих веков был огражден от набегов и вражеских вторжений. Неудивительно, что живущие обособленно люди считали себя центром мира и единственной территорией, расположенной под небом. Долгие годы они свято верили, что небо есть только у них. «Поднебесная» звучит на китайском как «ТяньСя» и пишется двумя кит. иероглифами 中国. Две части слова делятся и в переводе обозначают «небо» и «низ, подножье».

Исключительное право на небо

Культ небес был сформирован древнейшими жителями Китая (на тот момент Шан) – цивилизацией хань, представители которой были уверены, что душа умершего поселяется на небесах, оттуда следит и помогает живым. Племя Чжоу, позже основавшееся на этих землях, лишь внесло коррективы в уже устоявшиеся обычаи и взгляды.


Есть мнение, что вознесение небес было придумано намеренно императором Дун Чжуншу, который согласно конфуцианской идеологии, чтобы держать народ в узде, провозгласил себя главным представителем неба, а земли, находящиеся под ним – подвластной ему территорией. Императорской столицей и главным святилищем был определен .

Конфуцианство и «небесный мандат»

Конфуцианство – древнекитайская идеология, благодаря которой правителю предоставлялись все права по особому «мандату небес». Своеобразный документ, по праву наследования передавался членам императорской семьи и подкреплялся идеями высокой нравственности. Примечательно то, что согласно идеологии китайцев, завоевавший их народ изображался героем, а правители свергнутых династий – погрязшими в низах, личностями.
Согласно идее, центр мира находился непосредственно перед дворцом, дальше шли вельможи и приближенные, после них – низкие чиновники и наконец – простолюдины. Все что было за территорией государства безоговорочно считалось землями дикарей и чужаков.

Интересно! Что сходные представления о «великом монархе» присутствовали в Японии - стране восходящего солнца, Корее, на территории Вьетнама, которые будучи в непосредственной близости от великого Китая, частично переняли его государственное устройство.

Память о культе неба прошлых эпох продолжает хранить в себе Храм, расположенный в современной столице Китая - г. Пекин, построенный в 15 веке. Великолепный шедевр архитектуры облицован черепицей небесно-голубого неба и построен по всем астрологическим канонам: колонные, ярусы и столбы указывают на время года, месяца и количество часов в одних сутках. Согласно историческим данным, император в его стенах в течение двух недель в году советовался с духами о принятии важных решений.

Как называют страну иностранцы?

Современное название Китая, представлено в нескольких вариациях, это и Chinа, и КНР «Китайская народная республика», и английское PCR – People’s Republic of China.

Почему на территории славянских государств стали употреблять определение «Китай» точно неизвестно. Впервые оно пришло в русский словарь в 15 веке. Связывают это с племенами «кидани», населявшими серверную часть страны. Именно их встретили впервые покорители Сибири и Востока. Многие приводят параллель, что название придумано русскими литераторами по аналогии с Японией - «Страной восходящего солнца» или Англией - «Туманным Альбионом».

Почему сейчас Китай чаще называют China?

Во всех уголках земли, Китай знают, как Чайна (China). Сочетание это латинское, и имеет несколько официальных версий происхождения:

  • еще в 200-х годах до нашей эры, на которые пришел период расцвета торговли шелком с античным миром, китайцы назвали себя циньцами от правящей династии Цинь, и в записях тех времен фиксировали себя как Cina;
  • второе мнение говорит о том, что страна взяла определение в честь царства Цзин, некогда существовавшего на этих землях;
  • распространено мнение, что привез его с собой путешественник Афанасий Никитин, который был сражен высоким качеством китайского фарфора на юге страны, который большими партиями экспортировали в Индию. Называется хрупкий материал также - China;
  • знаменитый путешественник Марко Поло, в своих записях и «Книге чудес Света» говорил о китайской земле, как о Чине.

Какие еще названия есть у Китая?

«ТяньСя» - это то, как звучит своя страна для самих китайцев. Про себя же они говорят чжунгожэнь – жители Срединного государства. Великую Азиатскую страну наделяют особым смыслом, ее торжественно величают как: Юань – Главная, Мин – Светлая, Цин – Чистая.

Как описывалось ранее, помимо «Поднебесной», страну прозвали «Чжун Го» - серединным государством. Распространено среди народа и понятие «Сыхай», означающее земля между 4-мя морями. Редко встречается определение Чжунхуа – Срединная Цветущая или «Хуася», которое также, как и Поднебесная разделено на две части, первая из которых означает «пышный и цветущий», а вторая говорит о правящей династии Ся.

Заключение

История, мифы и легенды подробно описывают, почему Китай - Поднебесная страна. Среди десятков других названий именно это плотно закрепилось в сознании самой нации. Несмотря на современную коммунистическую и атеистическую идеологию, жители до сих пор почитают древние традиции, где культом служило небо.

04 апреля 2013 «Отдых в Поднебесной», «товары из Поднебесной», «власти Поднебесной» - употребление таких словосочетаний вместо официального названия Китайская Народная Республика или Китай в русскоязычных СМИ и Рунете встречается повсеместно.

Что значит слово «Поднебесная» в данном контексте – загадка, которую мы попытаемся здесь разгадать.

Начать следует с особенностей восприятия китайцами внешнего мира и понимания ими своей роли и своего места в этом мире. Восприятия существенно отличается от европейского.

Небо, по китайским верованиям, высшая божественная сила и источник всей жизни на Земле. Китайский император почитался как Сын Неба и исполнитель его воли. Резиденция, или двор императора, по китайским представлениям – центр всей Земли, и власть императора распространяется на всё, что находится под Небом.

Классическая китайская философия под термином «Поднебесная империя» подразумевает цивилизацию вообще, миропорядок, устанавливаемый и поддерживаемый властью императора. При этом «Поднебесной империей» считали как территорию, контролируемую династией, так и земли некитайские, заселенные «варварами».

Упрощенно это следует понимать так: все, что под небом – «Поднебесная империя», подвластная китайскому императору. И переводится слово «Поднебесная» (тянься) с китайского языка именно так: тянь (небо) и ся (внизу).

Всем прибывающим в Пекин туристам обязательно предложат экскурсию в Храм Неба – главное в китайской столице культовое сооружение. Храм поражает красотой и богатством архитектуры, он создан в XV веке и очень почитаем современными китайцами, хотя официальная идеология в стране – коммунистическая и атеистическая. По-видимому, для китайцев очень важно ощущать себя под покровительством Неба даже в условиях рыночной экономики…

Что касается употребления слова «Поднебесная» в качестве синонима слова «Китай», то единственная страна, где его используют в таком значении, это Россия. Почему – точного ответа на этот вопрос не существует. Можно лишь предположить, что это – поэтическая вольность отечественных журналистов.

В подтверждение можно привести примеры с другими странами; Англия – «Туманный Альбион», Япония - «Страна Восходящего Солнца», Финляндия – «Страна Суоми», Австрия – «Альпийская республика».

Перефразируя известное выражение – красиво писать не запретишь!

Во многом определение Китая как Поднебесной страны произошло из его местоположения. Древний Китай был обособлен от всего остального мира естественными преградами - горами на западе, морями на востоке и юго-востоке. И только с севера земля была открыта бесчисленным ордам кочевников, постоянно терзавшим мирное население.

Постепенно в народе сформировалось убеждение, что земля представляет собой огромный квадрат, укрытый небесным диском. Но углы квадрата выходят за границы небесного свода, и поэтому эти земли населяют злые люди, не знающие милости богов. Земля, над которой небесный диск был виден, и стала называться Поднебесной (Тянь Ся) - избранной и хранимой богами.

Так как Поднебесная страна находилась в самой середине квадрата, другим ее названием стало Срединное государство (Чжун Го).

Сын Неба

Согласно религиозным воззрениям Китая, правитель страны был представителем неба на земле. Чтобы подчеркнуть божественное происхождение власти, китайского императора называли Сыном Неба. Поскольку небо передавало свои властные полномочия только одному человеку, то и вся Поднебесная подчинялась именно ему. Властитель повелевал не только землей, но и временем - в виде календаря и летосчисления.

Центр мира находился при дворе китайского императора, и от него, как от брошенного в воду камня, расходились круги - служители императора, простой народ, вассальные княжества и, наконец, по углам мира - варвары. Все варварские правители окраинных земель считались не более чем вассалами китайского императора.

Как можно ближе к богам

Главные культовые сооружения Древнего Китая подчеркивали приближенность императора к небесному своду. Дворец правителя в Пекине, который называли Запретным городом, состоял из 9999 комнат, что было ровно на одну меньше, чем во дворце Бога Неба.

Ровесник Запретного города - величественный Храм Неба до сих пор является главной святыней китайского народа. Здесь в особо сложное для страны время император мог уединится для совещания с богами. Такие церемонии длились по две недели и сопровождались пышными процессиями до сотни человек, лошадей и боевых слонов. В Храме Неба проходили коронации императоров вплоть до XX века.

Во времена своей вассальной зависимости от Китая Япония переняла из китайской культуры богоизбранность верховного правителя. В японском государстве император стал называться Сыном Солнца, так как за маленькой островной страной к тому времени закрепилось название «Страна восходящего солнца».

В современной Китайской Народной Республике термин «Поднебесная» означает весь мир, но в России по-прежнему он ассоциируется только с Китаем.

Что еще почитать