Потешные полки Петра I. Потешные

Не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Мы не видим, чтобы Петр особенно подчинялся материнскому авторитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех. Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.

Солдаты "потешных полков" Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные полки" ("потешные", ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные "потехи" требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких "потехах марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну "дружину", по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Лишенный правильного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Сближение это произошло около 1687 г. таким образом: в предисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр "гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортификации". В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом – в селе Измайлове на пруде.

"Дедушка русского флота". Франц Тиммерман показывает Петру I ботик. Картина Г. Мясоедова, до 1911

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север). Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских . Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.

Потешные войска

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Петром I для игровых битв. Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семёновское.

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка .
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр - не по летам физически развитый - перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов . Он считается первым солдатом .
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург» , над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский , обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения под руководством иностранцев завершились «Кожуховским походом ». В эти годы начали складываться взгляды Петра I на военное образование. Историк А. М. Назаров, автор книги о «потешных», писал, что целью была подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

  1. развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
  2. развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» постигали сторожевую службу, разведку, опытом доходили до понимания того, что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
  3. обучение владеть оружием: не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Пётр с 12 лет стрелял из пушки;
  4. ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
  5. выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
  6. познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами российской истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
  7. развитие любви к государю и отечеству;
  8. привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы стали основой будущей регулярной армии России . В свой первый поход к турецкой крепости Азов они ушли 30 апреля 1695 года . В дальнейшем участие в Северной войне дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и помериться с образцовыми войсками Карла XII .

Память

В память о Потешных войсках в Москве до 1917 г. была Потешная набережная (ныне набережная Ганнушкина); до сих пор существует Потешная улица . Улица расположена на месте Потешного городка в селе Преображенском, где в конце XVII в. жили потешные.

Есть улицы в память о первом солдате Сергее Леонтьевиче Бухвостове - 1-я улица Бухвостова, 2-я улица Бухвостова, 3-я улица Бухвостова.

Литература

  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • «Петровская бригада» («Русская Старина », , т. XXXVIII, майская книжка, С. 239-272).
  • П. Дирин Потешные полки Петра Великого
  • Бобровский П. О. Потешные и начало Преображенского полка. - СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1899 на сайте Руниверс

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Потешные войска" в других словарях:

    Офицер и солдаты Семёновского полка. Потешные войска военные отряды из «малых робяток», созданные царём для «потех» царевича. В 1682 у Кремлёвского дворца была разбита особая площадка для военных игр. Весной 1683 одиннадцатилетний Пётр перенёс… … Москва (энциклопедия)

    Возникли из так называемого Петрова полка, который сформирован был царем Алексеем Михайловичем, из малых робяток, для забав царевича Петра. С 1682 г. у Московского кремлевского дворца была особая потешная площадка; с весны 1683 г. 11 летний Петр … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    «ПОТЕШНЫЕ» ВОЙСКА - воен. отряды в России в 80 90 х гг. 17 в., созданные для воен. игр («потех») юного Петра I из придворных слуг и их детей. До 1682 воен. игры проводились на специально оборудованной «потешной» площадке у Кремлёвского дворца, с… … Военный энциклопедический словарь

    ОКСВА на марше … Википедия

    А. П. Рябушкин «Потешные Петра I в кружале». 1892 Потешные войска возникли из так называемого Петрова полка, который был сформирован царём Алексеем Михайловичем, из «малых робяток», для забав царевича Петра. Современники не оставили никаких… … Википедия

    - «потешные войска», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пётр I (значения). Запрос «Пётр Великий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр I Алексеевич … Википедия

    Майор артиллерии, "первый русский солдат"; род. в 1642 г., ум. 30 ноября 1728 г. В 1674 г. он был зачислен стряпчим конюхом на место умершего в том же году отца, в 1682 г. взят к царю Петру для "потех" и в 1683 г.… …

    ПОТЕШНЫЙ, ая, ое; шен, шна. 1. Смешной, забавный (разг.). П. ребёнок. Потешная история. Потешно (нареч.) копировать кого н. 2. полн. Предназначенный для военных игр, для развлечений (устар.). Потешные огни. Потешные войска Петра I. Для проводов… … Толковый словарь Ожегова

    Генерал адмирал русского флота, род. в 1661 г., ум. 10 го ноября 1728 г. Отец его был стольником при царе Федоре Иоанновиче, а младшая сестра Марфа Матвеевна была замужем за царем Федором Алексеевичем. Служебная деятельность Ф. М. была посвящена… … Большая биографическая энциклопедия

Важную роль в формировании российской императорской армии сыграли так называемые потешные полки Петра 1. Что это такое было за мероприятие, трудно понять вне контекста общеисторической ситуации в нашей стране. Кроме того, следует учитывать и личностный фактор, а именно характер правителя, который заботился о создании войска по европейскому образцу.

Характеристика эпохи

Потешные полки кратко о которых следует говорить исключительно в контексте анализа внешнеполитической и внутриполитической ситуации в нашей стране, стали первым важным шагом в реформаторской деятельности нового царя. Следует учитывать, что в конце 17-го века Россия была уже самой крупной державой в Европе, и поэтому ее правители, естественно, заботились о том, чтобы выйти на мировой уровень развития во всех сферах жизни общества. Эта тенденция наметилась уже при первых Романовых, она продолжилась в годы правления в 1682-1689 гг. Но лишь при ее брате этот реформаторский курс обозначился особенно отчетливо. Показателен тот факт, что он начал свою деятельность именно с преобразования военной сферы. Дело в том, что на кону стоял вопрос о завоевании нашей страной выхода к Балтийскому морю.

Начало формирования

В довольно непростых условиях прошло детство Петра 1. Потешные полки сыграли большую роль в формировании его личности и определении направления его деятельности. Будучи еще совсем ребенком, он увлекся военными играми с соседскими мальчиками. Вместе с ними он устраивал импровизированные военные сражения и баталии, которые постепенно перерастали в сложные и серьезные маневренные учения. Когда количество солдат стало достаточным, чтобы сделать самостоятельные военные формирования, будущий император задумался о создании отдельных подразделений.

Возникновение подразделений

Потешные полки Петра 1, дата основания которых относится к 1691 году, появились в очень непростой период в истории России, однако сыграли определяющую роль в будущих военных кампаниях императора. Царь всецело им доверял именно потому, что они были его собственным детищем. Сам он принимал активное участие в их формировании, подбирал бойцов, заботился о том, чтобы у них были талантливые руководители. Он сам непосредственно вникал во все подробности и планировал учения. Названия потешных полков Петра 1 связаны с двумя селами, где происходил набор солдат (Преображенское и Семеновское). Именно так он и назвал свои военные подразделения, которым в очень скором времени предстояло стать основой русской армии, одержавшей столько блистательных побед в западном и восточном направлениях.

Иностранное влияние

Два потешных полка Петра 1 сформировались во многом при участии иноземцев. Одним из ближайших сподвижников нового царя был швейцарец который принимал активное участие во всех предприятиях царя, во всем его поддерживал и до конца своей жизни был его правой рукой. Известно, что именно он привил еще совсем молодому Петру любовь к флоту и армейским утехам. Лефорт принимал активное участие в возникновении полков. Значение его влияния состоит в том, что он привнес свой европейских опыт в организацию отрядов солдат будущего императора.

Участие Гордона

Потешные полки Петра 1 стали основой русской армии. Сам правитель понимал необходимость заимствования иностранного опыта, поэтому активно использовал советы и знания своих иностранных друзей. Рядом с местом формирования полков располагалась Немецкая слобода, которую он часто посещал. Здесь он завел множество знакомств, и многие ее жители впоследствии стали его сотрудниками. Большое значение в преобразовательной деятельности будущего императора сыграл П. Гордон. Он обладал обширными познаниями в военной сфере, сам много учился, был прекрасным теоретиком. В момент противостояния Петра с Софьей (в 1689 г.) он перешел на сторону первого. Гордон сыграл важную роль в организации полков. Он был очень талантливым руководителем, держал войска в образцовом порядке, обладал незаурядными военными способностями. Его опыт сыграл важную роль в создании внутренней структуры этих подразделений.

Деятельность Меньшикова

Потешные полки Петра 1 создавались не только под влиянием иностранного опыта, но также и силами ближайших друзей Петра Алексеевича. Главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит А. Меньшикову, который изначально был правой рукой царя и, как и Лефорт, участвовал во всех его предприятиях. Он также сыграл важную роль в формировании полков. Известно, что он занимался набором бойцов, а также сам лично принимал участие во всех импровизированных затеях царя. Он не был образован, как Гордон, однако очень расторопен, смекалист и умен, кроме того, обладал незаурядными организаторскими способностями, которые очень скоро выдвинули его в число виднейших военно-политических деятелей Он сам прошел эту военную службу в полках, поэтому ни одно значительное мероприятие будущего императора не проходило без его участия.

Первые боевые действия

Потешные полки Петра 1 стали костяком русской армии. Они участвовали в знаменитых правителя в 1695 году. Это был важный этап в приобретении ими боевого опыта, который и позволил им стать основой новых войск. Многие отличились в этих сражениях, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что царь особенно заботился об их организации и подготовке. С тех пор потешные полки Петра 1 стали находиться на особом статусе в русской армии. Их значение определялось тем, что они стали той основой, которая определила дальнейшие военные реформы преемников императора. Можно говорить о том, что правитель в буквальном смысле сам создал эти войска и подготовил их по европейскому образцу.

Значение

Потешные полки Петра 1 сыграли определяющую роль в образовании новой российской армии. Они послужили образцом для организации войска новой, императорской России. В этом смысле они приобрели не только военно-техническое, но и глубоко символическое значение как военные подразделения, которым было суждено стать опорой императорской власти в нашей стране. Эти два полка пользовались особым почетом как костяк российской императорской армии.

Участие царя

Феномен потешных полков в исторической науке еще связан и с тем очень показательным и любопытным фактом, что Петр Алексеевич сам прошел в них военную службу от низшего ранга до звания капитана. Таким образом, он сам, как говорится, протянул вместе со своими детскими товарищами солдатскую лямку. Разумеется, это сыграло большую роль в том обстоятельстве, что оба потешных полка были безгранично ему преданы и стали опорой его усиливающейся власти.

Место в контексте реформ

В рамках преобразовательной деятельности Петра Алексеевича создание потешных полков, как уже упоминалось выше, стало одним из первых шагов в годы его самостоятельного правления. Это является весьма показательным фактом, поскольку это определило дальнейший курс реформ царя. Все преобразования императора, по сути, были подчинены военным нуждам: ведь почти все его царствование прошло в войне со Швецией (1700-1721 гг.). Поэтому создание потешных полков было еще и весьма показательным фактом, что сразу, уже в конце 17-го века, обозначило тенденцию к реформам. Тот факт, что Петр Алексеевич начал свое правление именно с создания потешных полков, армии нового образца, как бы предопределило то обстоятельство, что основным курсом его реформ будет военная сфера.

Образ в литературе

Создание потешных полков привлекло внимание не только ученых-историков, но также и писателей. Например, известный советский автор А. Н. Толстой в своем романе «Петр I» уделил достаточно много внимания тем детским и юношеским годам будущего императора, в которые он как раз и занимался обустройством нового войска.

Потешные войска были предоставлены молодому царевичу Петру в 1682 году, когда мальчику исполнилось 10 лет. Именно с этими войсками будущий император осваивал основы военного искусства. В современной истории много говорится о «потешных», но почему- то мало уделяется внимания специфике этого обучения царя, в ходе которого погибли тысячи простых людей. Историки акцентируют внимание только на положительном, абсолютно забывая, что у каждой медали есть две стороны. А свидетельств обратной, нелицеприятной стороны в литературе имеется огромное количество. В сегодняшней статье мы рассмотрим потешные полки Петра 1 с различных точек зрения, чтобы понять специфику этого явления, главное – уделим внимание на то, что учебники по истории умалчивают.

Детские годы и военные забавы

Начиная с 1682 года, Петр активно занимается «потешными». Ему в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург». С этого момента потешные игры изменились. Теперь одна армия занимала оборону в городе, а другая армия шла в атаку. Часто молодой царевич нападал на мирных людей: проезжающих купцов, бояр и других. И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью.

… В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

Алексей Толстой

В это же время численность войск заметно возрастает. Даже формируется два настоящих полка: Семеновский и Преображенский.

Взрослые забавы

Время шло, Петр взрослел, но его тяга к потешным войскам (где он был настоящим главнокомандующим!) не ослабевала. Более того, с 1686 «армия» пополняется настоящими мужчинами, которые являются военнообязанными. В результате этого было решено ряд задач:

  • Петр 1 получил хорошие навыки в реальном управлении войсками. Более того, эти навыки он получал с детских лет, что было очень важно.
  • В рамках миниатюрных сражений он будущий царь оттачивал тактику и военное мастерство, которое ему потом пригодилось.

Конечно, все это очень важно и нужно, но какой ценой достигалась военная грамотность Петра? С каждым годом забавы становились все опаснее и масштабнее. Показательным является потешное сражение 1694 года.

Пример потешного сражения

Осенью 1694 года была проведена Кожуховская потешная операция. Для ее осуществления потешные полки были доукомплектованы солдатами из действующей армии. Войска были разделены на две группы:

  • «Русская армия». Командовал Федор Ромодановский. В его распоряжении были Семеновский, Преображенский и Бутырский полки. В составе армии выделялся солдат Петр Алексеев (один из псевдонимов молодого царевича), который в сражении совершил славный подвиг и пленил генерала противника. Эта армия насчитывала порядка 9000 человек.
  • «Польская армия». Командовал Иван Батурин. В его распоряжении было 7500 человек, большая часть которых была приведена из действующей армии, для «потехи» молодого царя.

«Поляки» обороняли крепость – «русские» наступали. Завершилось все полной победой русского войска. При этом во время сражения были следующие потери: 24 человека было убито и 50 ранено. Об этом подробно написано во многих источниках, в том числе и у Бориса Куракина.

Петр был просто в восторге от сражения. Какой размах, сколько людей! А потери в расчет не брались. Вот такие «забавы».

Несколько раз в год потешные войска Петра отрабатывали нападение на населенные пункты. Царь выбирал в качестве «жертвы» одну из деревень и начинался штурм. Обычная деревня, в которой жили обычные люди и занимались своими повседневными делами. И вдруг появляется армия и начинается «потеха»: поля сжигают, людей убивают (конечно, все ради потехи и не злого умысла ради).

Потешные полки долгие годы были любимым детищем Петра. Даже в момент, когда он стал царем России и был целиком поглощён в государственные дела, он продолжительное время уделял своим детским забавам.

Потешные войска – явление, во многом определившее дальнейшее будущее российской армии. Первоначально потешные полки Петра I были сформированы юным государем, чтобы играть в битвы. Сейчас мало что доподлинно известно о том, как впервые были организованы полки для царских потех. Количество потешных солдат быстро увеличивалось и вскоре не вмещалось в Преображенском, так что часть потешных полков перевели в селение Семёновское.
По словам историков, начало потешным войскам положил юный царь, собирая вокруг себя товарищей для игр. По обычаю, пятилетний царевич должен был иметь «комнатных людей» - слуг, стольников и спальников, специально выбранных ровесников из знаменитых семей и придворной знати. Пётр же был настроен серьезно. Первое время, «таская нужные для игры вещи» из царских кладовых, он уже собрал вокруг себя целую толпу энергичных товарищей, готовых на любые потехи с будущим царем. Будущий самодержец набирал в свою команду юношей из конюхов и спальников, а впоследствии, и из кречетников и сокольников. Постепенно набралось два батальона, состоящих из молодежи всех сословий, от дворян до дворовых холопов. В каждом батальоне насчитывалось примерно три сотни человек.
Несмотря на название «потешные», полки Петра Первого были не шуточными. Каждый «солдат» числился на службе и получал настоящее жалованье, как и все «серьезные» солдаты. Звание «Потешный» стало отдельным чином, который употреблялся при дворе наравне с другими званиями.
Потешные солдаты набирались в полки официально, согласно канцелярскому порядку. В 1686 году Конюшенный приказ получил высочайшее предписание выслать в село Преображенское к Петру семь придворных конюхов для службы их потешными пушкарями. Именно тогда в потешных полках появляется Меншиков, Александр Данилович, конюший сын, самого низкого звания «ниже шляхского».
В следующем году потешные полки Петра I стали пополняться знатной молодежью. Вместе с конюхами в 1687 году в потешный полк прибыл И.И. Бутурлин и будущий фельдмаршал государства Российского М.М. Голицын. Голицыну пришлось поступить в барабанщики по причине малолетства, согласно дворцовым записям.
Для потешных полков Пётр построил в Преображенском двор для потех, поставил избу, где должен был располагаться «штаб» управления армией. Также была срочно возведена потешная конюшня, куда Петр поместил артиллерийскую упряжь, взятую им из Конюшенного приказа. Так, игра превратилась в тщательно продуманное мероприятие, организаторы которого располагали обширным штатом, казной и бюджетом.
У Петра была особая цель – стать солдатом и сделать истинными солдатами своих товарищей по играм. Все было по-настоящему. Петр одел своих потешных солдат в зелёные мундиры и снабдил их полным солдатским вооружением. Потомки знатных семей получили особые назначения - штаб-офицерами, унтер-офицерами и обер-офицерами. С тех пор Преображенские окрестности служили местом, где каждый день потешные полки проходили строгую солдатскую подготовку. Будущий государь лично проходил все чины, начиная с самого незначительного – чина барабанщика.
Со временем Пётр усложнял боевые задачи. На берегу реки Яузы был построен настоящий форт, или «потешная фортеция». Городок получил название Плесбурха. Потешные солдаты с тех пор учились осаде и штурму крепости. Форт осаждался по всей воинской науке, с применением мортир и новейшими приемами искусства осады. Все эти мероприятия требовали немалых технических знаний и помощи опытных военных. Именно тогда стало формироваться отношение будущего царя к качеству военного образования.
По словам историка А. М. Назарова, потешные полки Петра I нужны были для подготовки будущих военачальников и воинов, которые бы несли службу легко и блестяще, а не изнывали бы под непосильным бременем.
Опираясь на свой обширный опыт, Пётр I вместе с приближенными разработал первую в российской истории программу военной профессиональной подготовки юношей.
Программа включала в себя множество аспектов. Так, дети от девяти до двенадцати лет должны были заниматься гимнастическими упражнениями и играми на свежем воздухе. Приветствовались детские игры с элементами риска и опасности. Потешные солдаты в юном возрасте лазали по бревнам, обрывам и оврагам, играли в разбойников. Таким образом, в легкой форме дети постигали науку разведки, развивали сторожевые навыки, учились применять смекалку. С двенадцати лет потешные солдаты, включая Петра I, учились стрелять из пушки, владеть оружием и изучали оружейные приёмы. Обязательным было знакомство с военной техникой и обучение тому, как правильно ей пользоваться.
Пётр I немалое значение уделял воспитанию в своих солдатах любви к отечеству и государю. Потешные солдаты хорошо знали историю родной страны и возможные опасности для России извне. Потешные полки Петра I славились идеальной дисциплиной, чувством чести и развитым товарищеским духом.
Потешные полки впоследствии стали называться Преображенским и Семеновским полками. Они стали элитой российской регулярной армии. Уже в своем первом боевом походе на турецкую крепость Азов потешные полки проявили себя как храбрые дисциплинированные солдаты. Участвовали они и в Северной войне, где успешно противостояли хорошо подготовленным, даже образцовым, войскам короля Швеции Карла XII.

Что еще почитать