Проблемы непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей. Непрерывное медицинское образование Новая система непрерывного медицинского образования

В России продолжается активный процесс смены систем оценки профессиональных навыков медицинских работников: сертификация врачей заменяется аккредитацией, а месячные сертификационные циклы - непрерывным медицинским образованием. С какими же проблемами столкнулись врачи после запуска новой системы?

Проблемы аккредитации врачей

Формально система аккредитации врачей заработала еще 1 января 2016 года. Однако страна оказалась к ней не готова – ни нормативно, ни финансово, ни организационно. Если в прошлом году первичную аккредитацию прошли выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов медвузов страны, то с этого года в аккредитацию вступают так называемые «крупные» факультеты – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. С 2018 года в систему вольются выпускники бакалавриата, сестринских факультетов, выпускники ординатуры и врачи, прошедшие профессиональную переподготовку.

«Предательство» со стороны медвузов

Одна из главных проблем – неготовность системы медицинской профессиональной подготовки следовать за новыми образовательными стандартами, которые, к слову сказать, были утверждены только в прошлом учебном году. Как подчеркивает проректор Тюменского государственного медицинского университета Ольга Фролова, система образования не может измениться мгновенно, и за такой короткий срок подготовить опытного специалиста невозможно.

Проблема неустойчивости системы образования волнует не только действующее медицинское сообщество, которому предстоит столкнуться с периодической аккредитацией. «Выпускники медвузов расценивают переход на новую систему, как определенное предательство со стороны учебных заведений, - пояснила проректор ТГМУ. - Они поступали на другие стандарты, и теперь не видят для себя возможности построить карьерную траекторию по системе, отработанной в течение десятилетий. Теперь студенты должны выходить на некую «мифическую» должность «врач терапевт участковый» или «врач педиатр участковый» что, разумеется, резко ограничит их функциональные возможности. Практическое здравоохранение тоже испытывает неуверенность в новых кадрах, так как выпускники приходят без опыта интернатуры, однако сразу начнут выполнять полноценные функции лечащего врача».

Что же касается самой методики прохождения аккредитации, добавила Фролова, то она будет представлять из себя тестирование и проверку практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В случае аккредитации специалистов собеседование будет заменено на профессиональное и образовательное портфолио, однако до тех пор, пока процедура периодической и специализированной аккредитации не будет окончательно утверждена, эти мероприятия будут проходить по методике первичной аккредитации выпускников медвузов.

Бойкот работы и самороспуск комиссий

Кстати, во время процедуры первичной аккредитации учебное заведение, выпускающее студента, не будет иметь доступ к месту проведения экзаменов - тестирование будет проводиться только в присутствии аккредитационной комиссии, состоящей из представителей общественных организаций и работодателей. Все члены комиссии работают бесплатно, подчеркнула Фролова. Оплата этого вида детальности запрещена категорически. К сожалению, как только работодатели и общественные организации узнают, что их работа не будет оплачена, возникают проблемы. В некоторых городах члены комиссии бойкотировали аккредитацию, после чего процесс был остановлен до формирования нового состава. Кроме того, частные аптечные организации не готовы предоставлять своих работников для работы в комиссиях с отрывом от выполнения своих функций, тем более, что с увеличением числа медработников, обязанных пройти аккредитацию, работа в комиссии может занимать месяц.

Аккредитация образовательных учреждений

После прохождения процедуры подтверждения соответствия медицинские работники окажутся внутри системы непрерывного медицинского образования и за следующие 12 месяцев должны будут набрать 50 образовательных часов. Из них 36 часов – обучение в образовательных организациях и 14 часов - образовательные мероприятия в общественных структурах. И здесь, по словам проректора, необходимо обратить особое внимание на то, что образовательные организации, предоставляющие сертификаты о прохождении обучения, сами должны быть аккредитованы.

«В настоящее время предлагается множество конференций, которые на деле оказываются спекуляций, - отметила проректор Тюменского ГМУ. - Поэтому все мероприятия такого рода обязательно нужно проверять по реестрам образовательных организаций». Впрочем, добавила она, подобные проблемы стабилизации программы и качества ее выполнения характерны для любого переходного периода. Уже к 2021 году регулярная аккредитация для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием войдет в рутинную систему и примет тот самый вид, который, по логике Минздрава, позволит значительно улучшить профессиональные качества российских медицинских работников. Впрочем, удастся ли министерству достичь своей цели, будет понятно не раньше, чем через пять лет.

Проблемы НМО

Не меньше вопросов вызывает и программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считает завкафедрой медицины катастроф Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ярыгин.

Схема оценки специалистов в настоящее время зависит от сроков ее проведения. Если сертификат получен до 1 января 2016 года, то дальнейшее образование будет проходить либо по классической схеме (обучение раз в пять лет в течение 144 часов и последующий экзамен), либо в рамках пилотного проекта непрерывного медицинского образования, по которому уже пытаются работать образовательные учреждения. Если сертификат получен после 1 января 2016 года, то образовательный процесс будет проходить по индивидуальному пятилетнему плану, включающему 250 часов занятий (50 часов ежегодно). При этом неясно, справятся ли с таким планом учебные учреждения, так как контингент обучающихся специалистов увеличится к 2020 году в три раза.

Не больше трех

Прежде всего, медработник должен зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского образования. И здесь начинаются вопросы. На портале НМО можно указать только три специальности, которыми владеет медработник в рамках своего профиля. Однако многие врачи владеют четырьмя и более специальностями. Как регистрироваться в этом случае, совершенно непонятно, говорит Николай Ярыгин. Кроме того, неясно, должны ли учебные часы распределяться на все три специальности, или необходимо тратить по 50 часов на каждую дисциплину. Это весьма актуальный вопрос, подчеркивает он, так как преподаватели высшей школы должны проходить аккредитацию и по этому виду деятельности. В этом случае на выполнение своих должностных обязанностей у них практически не остается времени.

Еще одна проблема - отсутствие возможности внести в личный кабинет на портале данные о ранее полученных сертификатах, выданных за участие в образовательных мероприятиях. «Лично мне соответствующую ячейку обнаружить не удалось. Следовательно, сертификаты, полученные до появления аккаунта на портале, останутся незарегистрированными», - говорит Николай Ярыгин.

Другая проблема состоит в том, что зарегистрированный пользователь обязан заключить договор с образовательным учреждением, которое выстраивает программу пятилетнего обучения. Однако как именно выстраивать эту программу, учебные заведения не знают, тем более что примерных программ, которые можно переработать в соответствии со специальностью, до сих пор нет. Более того, создавать такие программы пока практически не для кого - на портале зарегистрировано крайне мало специалистов.

Недостаток образовательных семинаров

Серьезной проблемой для врача может стать ограниченное количество образовательных мероприятий в рамках его специальности. Как известно, минимум 36 часов в год врач должен потратить на обучение в образовательном учреждении и 14 - на участие в аккредитованных образовательных конференциях. Но если такие направления, как терапия и кардиология проявляют в достаточную активность, то в других специальностях конференции носят разовый характер. В частности, количество сертифицированных конференций по терапии составляет примерно 250 в год, тогда как по травматологи планируется всего две, причем одна в Казани, а другая – в Ярославле. А сертифицированных конференций по таким специальностям, как мануальна терапия, иглотерапия нет вообще. В большинстве случаев слушатели посещают смежные мероприятия, большинство из которых на самом деле даже не сертифицированы. Например, ежемесячные заседания общества хирургов, на которых проходят образовательные конференции, предоставляют участникам определенное количество баллов, но так как само общество не сертифицировано, эти баллы в итоговое портфолио не войдут.

Аккредитацию планируется поводить во многих образовательных учреждениях, однако главные врачи в Москве уже заявили о том, что намерены брать на работу специалистов, прошедших тестирование только в определенных вузах, таких как Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и Российская медицинская академия последипломного образования. Но в этом случае с учетом всех врачей, которые работают в Москве, оба учреждения ежедневно должны пропускать через себя триста человек, включая субботу и воскресения, работая без перерывов и выходных - с таким потоком справиться физически не возможно.

Представляет проблему и отсутствие понимания, как будет проводиться аккредитация врачей, проучившихся по определенной программе. Многие медработники являются узкими специалистами в рамках своего профиля, а значит, имеют квалификацию в определенных направлениях, не затрагивая остальных векторов отрасли. Будут ли образовательные программы разбиты на конкретные дисциплины, и как они будут обновляться каждые пять лет, до сих пор непонятно.

Оплата образования

Важным аспектом, тормозящим процесс непрерывного медицинского образования, могут стать проблемы с возможностью выполнения учебно-производственного плана, особенно в тех районах России, где количество конференций минимально, или доступность обучения медработника ограничена в силу больших расстояний. Кроме того, ряд клиник не намерен отпускать своих работников в длительный отпуск на период обучения. В этом случае положение может спасти дистанционное обучение в совокупности со снижением объема госзадания по дополнительному профессиональному образованию.

Наконец, важный вопрос - оплата образования медработников. Согласно программе, аккредитация врачей должна проходить за счет средств ОМС, однако современная система страхования к этому не готова. Средства ФОМС, выделяемые на образование, входят в ту же расходную часть, что и средства на ремонт, закупку оборудования и приобретение лекарственных препаратов. Главный врач, которому необходимо обеспечить больницу лекарствами и медикаментами, в первую очередь покроет именно эти затраты. В итоге на образование медперсонала, особенно в больших клинках, практически не остается средств, хотя для руководства клиники должно быть очевидно, что качество медицинской помощи полностью зависит от качества полученных медработником знаний и умений, и не может быть выше, чем уровень образования врача.

Все эти проблемы требуют оперативного решения - если существующие недочеты в ближайшее время не будут устранены, реализация проектов непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей может оказаться под вопросом.

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внедряется новая процедура доп уска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию , так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации .

После истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно Обучение таких специалистов может проходить в виде "традиционного" повышения квалификации (144 ч.) или в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

Вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности ( не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год.

Компонентами индивидуального годового плана обучения являются следующие виды образовательной активности:

· программа повышения квалификации объемом 36 часов или две программы повышения квалификации по 18 часов каждая;

· образовательные мероприятия общим объемом 14 часов: конференции, съезды профессиональных сообществ и др., проводимые в очно и (или) дистанционно, электронные учебные модули для самостоятельного изучения.

Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования осуществляется одновременно с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru и официального сайта Координационного совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию - http://www.sovetnmo.ru .

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования специалистам необходимо зарегистрироваться одновременно:

· на портале http://edu.rosminzdrav.ru

· на сайте http://www.sovetnmo.ru .

На Портале http://edu.rosminzdrav.ru в разделе Пятилетние циклы обучения специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо:

· выбрать программу повышения квалификации трудоемкостью 18 или 36 часов по своей специальности,

· сформировать и распечатать заявку на обучение.

На сайте http://www.sovetnmo.ru . специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо

· выбрать очные и заочные образовательные мероприятия

· выбрать учебные модули для самостоятельного изучения

На порталенепрерывного медицинского и фармацевтического образованияhttp://edu.rosminzdrav.ru размещена программа повышения квалификацииГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского «Правовое регулирование и финансирование здравоохранения Российской Федерации»объемом18 часов. Программапредназначена для всех специалистов системы здравоохранения, в том числе врачей-терапевтов. Обучение проводится 13 декабря 2016 г. с 9.00 по 15.00 в корпусе 9 (зал заседаний ученого совета) ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Обучение осуществляется за счет бюджета Московской области.

Для зачисления на обучение по этой программе специалисту, зарегистрированному на портале http://edu.rosminzdrav.ru , необходимо войти в личный кабинет и выбрать данную программу из перечня предлагаемых порталом, записаться на нее и распечатать заявку.

Регистрация на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru , запись на программу через портал, а также распечатка заявки необходимы для начисления необходимых специалисту кредитов.

Документы для зачисления предоставляются в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в день приезда на обучение. Перечень документов

заявление (заполняется по прибытии на обучение).

документ, удостоверяющий личность и гражданство (копия)

документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества, при их смене (копия);

заверенная по месту работы копия диплома специалиста;

заверенная по месту работы копия документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры;

справка с места работы с указанием должности и стажа работы в ней.

Непрерывное медицинское образование сегодня – это обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни.

Основная цель непрерывного медицинского образования (НМО) – обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

Что нужно знать врачу о новой системе образования?

С 1 января 2016 года вступила в силу , в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

В целях реализации Программы развития здравоохранения и обеспечения перехода к системе аккредитации образован Координационный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (sovetnmo.ru). Контроль над деятельностью этого совета осуществляет лично министр здравоохранения, а возглавляют его заместитель министра И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе совета более 40 членов – представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования.

Система непрерывного медицинского образования, внедренная в большинстве развитых стран, успешно стартовала в России в виде модели отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием.

В 2014 г. отрабатывался проект непрерывного профессионального медицинского образования. Участие врачей в реализации модели осуществлялось на добровольной основе путем заключения соответствующего договора с образовательной организацией.

Проект реализовывался с учетом принципов НМО:

  • непрерывности обучения (отдельными модулями, циклами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий в течение всего календарного года);
  • применения электронного обучения и ДОТ (доля дистанционных технологий и электронного обучения в образовательной программе должны составлять не менее 50%);
  • учет наиболее актуальных проблем практического здравоохранения при формировании программ;
  • сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных медицинских организаций.

В 2015 г. продолжалась работа по реализации модели отработки основных принципов НМО. Перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионы РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Главный принцип НМО в России – образование должно осуществляться на основании партнерства государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования должна развиваться. ГБОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины.

Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Участие в модели отработки основных принципов НМО дает врачу возможность самостоятельно выбирать программу дополнительного профессионального образования (ДПО), тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей.

Программы ДПО образовательных организаций размещены на сайте edu.rosminzdrav.ru (доступны после регистрации).

В рамках реализации модели обработки основных принципов НМО с 2016 года специалисту с высшим медицинским образованием предлагается на добровольной основе пройти дополнительное профессиональное обучение по программе не менее 144 часов: не менее 108 часов – по программе образовательной организации и не менее 36 часов – на учебных мероприятиях и по учебным материалам (в т.ч. 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д., и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет).

Перечень учебных мероприятий и электронных учебных модулей, прошедших оценку на соответствие установленным требованиям к учебным мероприятиям и материалам для НМО и обеспеченных кредитами, размещен в разделах сайта sovetnmo.ru .

Известно, что для обучения врачей на территории РФ применяется система электронных обучающих модулей от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED – издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) программы по годам.

Учет образовательной активности будет происходить в часах или кредитах (1 час, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет будет доступен в личном кабинете на сайте edu.rosminzdrav.ru .

В соответствии с вышеуказанными принципами каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов .

Внедрение системы НМО и использование современных образовательных технологий станет основой для поэтапного введения с 2021 года аккредитации медицинских специалистов на основе НМО как системы допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 года по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста , в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года , после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через «привычную всем» процедуру сертификации специалиста (1 раз в 5 лет – образовательный цикл с посещением лекций и сдачей итогового экзамена). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Если срок действия сертификата у вас заканчивается в 2016 году (и в последующих годах), то процедуру сертификации вы будете проходить уже по системе НМО. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата – повторную аккредитацию.

Рисунок . Система допуска к профессиональной деятельности
через процедуру аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года , будут допускаться к профессиональной деятельности только через процедуру аккредитации специалиста.

Модернизация системы последипломного медицинского образования происходит за счет готовности и желания профессиональных медицинских обществ активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников.

Общество клинической онкологии зарегистрировано на сайте sovetnmo.ru в качестве организатора (провайдера) учебных мероприятий, а также вошло в состав профессиональных обществ, участвующих в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

В задачу комиссии, ответственной за аккредитацию в рамках новой системы образования по принципам НМО, входит оценка и допуск образовательных мероприятий к аккредитации.

Лицами, ответственными в Обществе за проведение оценки учебных мероприятий и материалов являются:


Председатель Российского общества клинической онкологии,
заведующий отделением клинической фармакологии и химиотерапии,
заместитель директора по научной работе
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России,

Москва


Руководитель онкологического отделения противоопухолевой терапии,
Центральная клиническая больница Управления делами Президента РФ,
член правления RUSSCO, председатель рабочей группы
по разработке Практических рекомендаций RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор,
Москва


Заведующий отделом биологии опухолевого роста
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, член правления RUSSCО,
член научного комитета Программы молекулярно-генетической диагностики RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
Санкт-Петербург


Заведующий кафедрой онкологии и торакальной хирургии ФУВ ГБУЗ МО
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, руководитель и главный научный сотрудник
отдела «Онкология» ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского,
главный редактор журнала «Злокачественные опухоли»,
председатель этического комитета RUSSCO,
профессор, доктор медицинских наук,
Москва

Заведующая отделением химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена –
филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России,
член ESMO, член ASCO, член правления RUSSCO,
доктор медицинских наук,
Москва



Зачем участвовать в реализации модели?

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию – проходить обучение в объеме 144 часов (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов – за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях и 20 часов – при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.


Чтобы принять участие в реализации модели, врачу необходимо:

  1. Выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе «Организации» на сайте sovetnmo.ru).
  2. Заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе.
  3. Зарегистрироваться на сайте sovetnmo.ru в разделе «План обучения» (это ваш «личный кабинет» на сайте), начать планирование образовательной активности.

  1. Выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

Учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами, всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе «План обучения» (ваш «личный кабинет» на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

Что такое Свидетельство НМО?

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.


Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией, состоящей 13 символов, и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме «О») и цифры. Для активации кода необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов.
ВНИМАНИЕ: Буква «О» в коде не используется, следует вводить «ноль»!


Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. На портале вы сможете:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для регистрации потребуется ввести номер диплома о прохождении «последнего» курса повышения квалификации.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Синхронизация аккаунтов необходима для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте sovetnmo.ru , отображалась в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru .

Как синхронизировать аккаунты на портале edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru , в разделе «Личные сведения». Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.


Простая математика RUSSCO

Если вы врач-онколог (имеете сертификат специалиста и диплом об окончании интернатуры/ординатуры по специальности онкология), то посещая мероприятия RUSSCO, вы сможете накопить необходимое число баллов (кредитов).

Например :
Цель: 250 баллов за 5 лет. Значит, в среднем вам нужно набирать по 50 баллов в год.
Количество возможных баллов за мероприятия RUSSCO – от 1 до 9 баллов. В среднем это 3-4 балла. Соответственно, посещая по 1-2 мероприятия в месяц, вы можете набрать необходимое количество баллов в год.

Непрерывное медицинское образование – программа Министерства здравоохранения призванная повысить профессиональные навыки медицинских работников, так и качество оказываемой ими услуг, а также доступность самого обучения с помощью новых инструментов (сайт, порталы, видео лекции, вебинары и т.д.). Квалификационный уровень современного медицинского работника определяет не только его личные возможности относительно карьерного роста, но и эффективность, с которой осуществляется лечебный процесс. Сегодня свою профессиональную квалификацию работники указанной специализации подтверждают или повышают в рамках проекта непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Каждый медик или специалист фармацевтической сферы должен пройти образовательные мероприятия в учреждениях, получивших аккредитацию Минздрава России. Каждое пройденное мероприятие даёт специалисту зачетные единицы (баллы), которые можно активировать через «Личный кабинет» на сайте непрерывного медицинского и фармацевтического образования

  • http://edu.rosminzdrav.ru/ (Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России)

Преимущества портала «Амбулаторный врач»

Основной задачей нашего сайта является информационное обеспечение врача-терапевта и специалиста поликлинического звена научно-образовательными материалами с целью повышения их квалификации по системе непрерывного медицинского образования, а также направление специалистов на разработанные «Амбулаторным врачом» мероприятия, каждое из которых позволяет получить зачетные баллы для повышения квалификации. Каждая образовательная сессия, пройденная врачом, позволяет специалисту получить государственную аккредитацию от Минздрава России в виде зачетных. Все специалисты, участвующие в мероприятиях из списка на нашем сайте, впоследствии смогут полученные зачетные баллы зарегистрировать в своем «Личном кабинете» на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В дополнение к системе непрерывного медицинского обучения специалист может вступить в профессиональное общество нашей организации. Платное членство окупается рядом преимуществ, которые можно изучить на соответствующей странице нашего сайта.

Одной из целей портала непрерывного медицинского обучения (также найдутся интересные моменты для тех, кто желает заниматься фармацевтическим образованием) является соблюдением ряда принципов данной программы:

  1. Непрерывность одного образовательного курса.
  2. Разнообразие методик изложения и преподавания, обязательное тестирование специалистов, участников непрерывного медицинского образования.
  3. Каждый из медицинских работников, участвующих в нашем мероприятии по программе НМО, получает эксклюзивные и актуальные знания от авторитетных практиков и теоретиков, что являются одними из лучших в своем направлении.
  4. Мотивация специалистов к прохождению курсов непрерывного образования. Полученные кредиты являются своеобразным ресурсом для подтверждения или повышения квалификационного уровня.

Специалист, желающий заняться медицинским образованием в рамках программы НМО, чтобы получить в дальнейшем документ о подтверждении или повышении квалификационного уровня (раз в 5 лет), должен пройти все очные сессии, предложенные в годичном расписании на нашем портале, чтобы получить в рамках программы необходимое количество зачетных единиц.

Технические особенности программы НМО: основные этапы управления системой

Чтобы стать участником проекта, специалист должен:

  • найти учебное заведение с аккредитацией от Министерства здравоохранения России проводящего курсы;
  • заключить с данным заведением договор на обучение по заранее определенной программе;
  • пройти регистрацию на ресурсе - http://www.sovetnmo.ru и работать с системой через «Личный кабинет» этого ресурса, плюс при необходимости задать свои вопросы;
  • подключиться к выбранным мероприятиям и модулям через данный ресурс.

Региональная общественная организация содействия развитию догоспитальной медицины «Амбулаторный врач» – это уникальное профессиональное общество с личным научно-образовательным ресурсом. Преимуществом нашего интернет-ресурса является то, что не только членам общества, но и обычным слушателям, зарегистрировавшимся и присутствующим на определенном мероприятии, выдаются сертификаты с индивидуальными кодами, по которым впоследствии ими могут быть получены зачетные единицы в рамках системы непрерывного профессионального образования.

Нюансы использования индивидуального кода:

  • на сертификате код представлен 13-символьной цифро-буквенной комбинацией формата XXXX-XXXXXXXX;
  • код не содержит букв «О», потому в случае сомнений вводите цифру «0»;
  • любые проблемы с введением кода в систему решаются через e-mail техподдержки сайта http://www.sovetnmo.ru

Для обращения в службу поддержки необходимо описать проблему или вопрос и отправить письмо по адресу [email protected] , добавив в обязательном порядке следующие реквизиты:

  1. Наименование мероприятия, слушателем которого являлся обладатель сертификата с кодом.
  2. Дата проведения данного мероприятия.
  3. География проведения.
  4. Непосредственно комбинация кода, который не удается активировать.

Преимуществом данного образовательного проекта является то, что НМО практически полностью автоматизирован, исключая само проведение мероприятий и тестирование специалистов.

Различия сайтов НМО

Ранее упоминался официальный сайт http://edu.rosminzdrav.ru . Сертификаты, выдаваемые нами, могут быть активированы в «Личном кабинете» упомянутого ресурса. Ресурс Федерального органа здравоохранения обладает структурой «Личных кабинетов» аналогичной той, что представлена сайтом Координационного Совета. Эти «Личные кабинеты» синхронизируются между собой, а кредиты НМО подсчитываются именно Координационным Советом.

Преимущества членства в обществе «Амбулаторного врача»

После регистрации в проекте НМО медику стоит обратить пристальное внимание именно на ресурсы и мероприятия от «Амбулаторного врача». Благодаря своей научно-практической актуальности все сессии и образовательные медицинские материалы получили аккредитацию государственного уровня – соответственно они имеют актуальность в рамках непрерывного профессионального образования и не только. Мы далеко не единственное общество, занимающееся данным видом деятельности, но работа с «Амбулаторным врачом» сулит медику получение ряда преимуществ в сравнении с условиями на других ресурсах.

Работать с нами полезно не только, как с научно-образовательным ресурсом, но и как с профессиональным обществом в сфере догоспитальной медицины. В пределах ресурса «Амбулаторный врач» специалисты, ставшие членами нашего общества, могут:

  • беспрепятственно пользоваться библиотечным архивом и изучать контент всех проведенных ранее мероприятий в онлайн-формате;
  • изучать печатные издания по профессиональным интересам;
  • общаться с коллегами и лекторами на форуме ресурса и т.д.

Совместно с нашими слушателями и членами общества мы готовы решать следующие задачи и добиваться плановых целей, обозначенных федеральным проектом, в рамках которого и проводится обучение медиков:

  • повышение общего уровня эффективности и качества работы врача в глазах пациентов;
  • непрерывный рост квалификационного уровня и расширение имеющейся базы знаний специалиста с доведением до полного соответствия международным стандартам и т.д.(в рамках непрерывного профессионального образования, и не только)

Все вышесказанное является поводом для выбора «Амбулаторного врача» в качестве целевого образовательного ресурса при повышении квалификации медиков. Сделаем нацию здоровее и безопаснее!

Что еще почитать