Рассказы о путешественниках в сокращении. Великие путешественники Зощенко: анализ, герои, сочинение. Великие путешественники Зощенко: анализ, герои, сочинение

Год публикации: 1940 Жанр: рассказ

Основные персонажи: Степан, Лёля, Минька, собака Тузик

Рассказ Зощенко "Великие путешественники" написан о приключении детей. Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках, Степке, Миньке и девочке Леле. Степка, наверное, очень много читал о путешествиях и решил поведать своему другу о том, что земля круглая. Что если выйти из одного пункта и идти все время прямо, то обязательно вернешься назад. Но Минька не поверил этому.

И тогда Степка предложил им пойти в кругосветное путешествие и проверить эту версию. Договорились они выходить на следующий день, когда родители одного мальчика уедут в город, а мать другого пойдет на речку стирать. Леля сказала, что у нее есть три рубля, и она возьмет их. Все решили, что этого достаточно, так как покупать будут только конфеты, а все остальное возьмут с собой.

Они собрали вещи в мешок. Немного хлеба, сала, сахара и кучу ненужных вещей, например, подушки, но они считали их необходимыми. На следующий день они отправились в поход вместе с собакой по кличке Тузик. Степка, начитавшись книг, взял рогатки и сачок, чтобы ловить мелких животных и готовить их на костре. Шли они долго через лес.

Мешок оказался тяжелым, и было принято решение нести его по очереди. Леля пронесла немного, а Степка совсем чуть-чуть. Он просто рухнул от тяжести мешка прямо в канаву. И хоть был не тяжелый, перебил всю посуду. Все устали, и только тузик весело крутил хвостом. Он быстро прогрыз дырку в мешке и съел сало.

Вскоре они вышли на опушку и решили заночевать там. Степка из книг узнал, что если ложиться спать в одну сторону ногами, то всегда будешь идти в одном направлении. Но Леля, не спав всю ночь, в страхе, что Степка заведет их куда-то, предложила повернуть ноги Степки в обратную сторону. По дороге они встретили телегу и попросились подъехать.

К удивлению Степки они очень быстро вернулись в родное село Пески, где их ждали разволновавшиеся родители. И отец сказал им, что прежде, чем идти в поход, нужно выучиться и получить знания, образование. Писатель деликатно подсказывает детям не кем быть, а какими быть.

Картинка или рисунок Великие путешественники

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Арно Сетон-Томпсон

    В голубятне жили знаменитые голуби. Они выполняли службу по доставке писем. Владельцы этих птиц, постоянно устраивали соревнования, для отбора более способных особей. Они учили голубей быстро доставлять почту и возвращаться домой

  • Краткое содержание Встреча Зощенко

    В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал.

Краткое содержание рассказа "Великие путешественники":

Рассказ Зощенко "Великие путешественники" - это интересная история про трех маленьких детей: Миньку 6 лет, его сестру Лелю и их соседа Степку, у родителей которого они все жили на даче. Степка рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара и если идти все время прямо, в одном направлении, то придешь туда, откуда вышел. И, чтобы доказать свои слова, Степка решил сводить Лелю в кругосветку, Миньку он брать не захотел, так как с глупцами путешествовать не интересно.

Миньке же очень хотелось тоже пойти в кругосветное путешествие и он подарил Степке перочинный ножик, чтобы он взял его с собой и Лелей. Степка согласился и дети стали собирать мешок в длительное путешествие. Дети взяли с собой сало, хлеб, сахар, посуду, необходимые предметы в путешествии, такие как лупа для разжигания костра, фонарик, карандаши и даже умывальник. А для привалов взяли одеяла и подушку. Минька еще захватил удочку, сачок и 3 рогатки, чтобы добывать еду и ловить бабочек.

На следующий день, когда родитетели ушли, дети выдвинулись в поход. За ними следом увязалась собачка Тузик. Вскоре Степка устал тащить мешок и дети стали нести его по очереди. Когда очередь дошла до Миньки, он упал под тяжестью мешка в канаву, перебив при этом всю посуду и рукомойник. Пока дети смеялись над этим, Тузик, воспользовавшись ситуацией, съел все сало. Но эти потери не остановило детей и они продолжили путешествие.

Через несколько часов дети решили сделать привал и поели хлеба с сахаром. Запах сахара привлек ос, и одна из них ужалила Миньку в щеку, которая тут же распухла. Но и это происшествие не развернуло великих путешественников, хотя мысли о возвращении домой стали закрадываться в детские головы, Степка пообещал привязать к дереву и оставить на съедение муравьям того, кто откажется продолжать путь.

Так путешественники прошли довольно долго и наступил вечер. Дети нашли место для привала, попытались разжечь костер, но Солнце уже зашло и у них не вышло. Немного приуныв и пожевав хлеба с сахаром в темноте, путешественники стали укладываться спать. Перед сном Степка рассказал всем хитрость всех великих путешественников: чтобы не сбиться с пути, надо ложиться спать ногами в ту сторону, куда держишь путь. Что он и сделал.

Минька с Лелей хотели домой и поутру, пока Степка еще спал, они развернули его ногами к дому. Вскоре Степка проснулся, путешественники позавтракали и отправились туда, куда указывали Степкины ноги. Дорога показалась Степке очень знакомой, но он говорил, что так и должно быть, ведь земля круглая. Вскоре их догнал дяденька на телеге, который согласился подбросить великих путешественников. Вскоре они доехали до небольшой деревеньки, которая была очень похожа на ту, в которой они жили. И пристань была такая же. Степка до того удивился, что не верил, что так быстро можно обойти землю.

А вскоре к пристани причалил пароход, с которого сошли родители Миньки и Лели. Родители отругали детей, потому что они ушли без предупреждения и няня подумала, что они утонули. А Степку родители вообще заперли на целый день в бане. Но на следующий день узника выпустили и дети снова стали играть вместе.

Рассказ Зощенко "Великие путешественники" входит в

f64eac11f2cd8f0efa196f8ad173178e0">

f64eac11f2cd8f0efa196f8ad173178e

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик.

Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

А если, Степочка, мы встретим индейцев?

Что касается индейцев, - ответил Степа, - то индейские племена мы будем брать в плен.

А которые не захотят идти в плен? - робко спросил я.

Которые не захотят, - ответил Степа, - тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:

Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду - тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.


Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.


Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось - это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка прошептал:

Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку - они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

Порка - это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, - ну что это такое!

Папа сказал:

Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне - остается покрытым мраком неизвестности. Что касается меня, то во сне я увидел тигра, которого я убил выстрелом из рогатки.

f64eac11f2cd8f0efa196f8ad173178e0">

Великие путешественники Зощенко: анализ, герои, сочинение

Мини Сочинение по рассказу «Великие путешественники»

Рассказ «Великие путешественники» юмори-стический.
В нём повествуется о том, как трое ребят: Стёпка, рассказчик Минька и его старшая сест-ра Лёля — отправились в кругосветное путешествие. И ещё они взяли с собой собаку Тузика.
Стёпка, как самый старший, всё это и затеял, а своих младших приятелей уговорил идти с ним. Конечно, дале-ко уйти им не удалось. Зато с ними произошло немало забавных приключений. И я думаю, что рассказ для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души. Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот «прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало». Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахарным песком. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку в щеку. «Щека вздулась, как пирог». Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спя-щего Стёпку друзья развернули ногами в обратном на-правлении, чтобы поскорее вернуться домой. И тот был очень удивлён, увидев свою деревню. А потом решил, что они обогнули землю, то есть совершили кругосвет-ное путешествие.
Когда дети благополучно вернулись домой, папа Миньки сказал: «Мало знать географию и таблицу умно-жения. Чтоб идти в путешествие, надо иметь высшее обра-зование». И конечно, он прав. Чтобы из путешествия вы-шел толк, к нему надо готовиться. Накапливать знания и опыт туристических походов. Иначе можно попасть в та-кую же комическую ситуацию, в которой оказались герои рассказа Зощенко.

Зощенко, «Великие путешественники»: краткий анализ

Рассказ, который смешит добрым юмором своих читателей, шуточно называется «Великие путешественники». «Великими» автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором. Они - малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места. Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями. Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком. Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

Главные герои рассказа Зощенко Великие путешественники

Главными героями рассказа Зощенко "Великие путешественники" являются мальчишки Степка и Минька, а также девочка Леля.

Степка - хозяйский сын и лидер в этой компании. Очевидно, что мальчик много читал о приключениях, и чтение книг навеяло ему идею отправиться в кругосветное путешествие.

Минька - товарищ Степки. По возрасту он немного младше своего друга, обладает более робким характером и во всем слушается своего друга, чтобы не показаться перед Степкой трусом.

Леля - сестра Миньки. Как и любая девочка, она немного капризничает в походе. Однако вскоре Леля понимает, что идея пойти в поход была неудачной, и ночью она с братом переворачивает ноги Степки в противоположную сторону, чтобы быстрее оказаться дома.

Если мы сравним характеры мальчиков Степки и Миньки, то увидим, что они полностью противоположные.

Степка - лидер и заводила в компании детей. Он храбрый, не боится уйти из дома, убедив в этом и своих друзей. Минька же более младший по возрасту, он всего опасается в лесу, даже шишки, упавшей с дерева. Мальчик безоговорочно признает лидерство Степки, робко соглашаясь со всеми его идеями, чтобы не выглядеть в компании друзей слабым и хилым. Однако писатель в своем рассказе не издевается над Минькой, называя его трусливым, он добро подтрунивает над мальчиком, который еще маленький для такого похода.

Краткое содержание и Отзыв о рассказе «Великие путешественники»

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Великие путешественники» — дети, решившиеся на кругосветное путешествие. Все началось с того, что шестилетний Минька, родители которого снимали дачу в деревне, узнал от Степки, сына хозяев дачи, о том, что земля круглая.

Степка сказал, что если все время идти прямо, то обязательно вернешься в исходную точку. В кругосветное путешествие Степка согласился взять Миньку и его сестру Лелю. Дети тщательно подготовились к походу: Леля взяла свои карманные деньги, а Степка собрал большой мешок, в который он положил хлеб, сахар, немного сала, посуду, пару одеял и подушку.

На следующий день дети дождались, когда взрослых не будет дома и отправились в путь по лесной дороге. За юными путешественниками увязалась собака Тузик. Мешок оказался тяжелым и ребята несли его по очереди. Когда мешок нес Минька, он умудрился упасть. В результате, вся посуда разбилась. А потом Тузик прогрыз мешок и съел сало.

Во время привала на ребят, которые ели хлеб с сахаром, напали осы, и одна из них укусила Миньку. После привала Степка выкинул из мешка многие вещи и дальше ребята пошли налегке.

Путешественники шли до самой темноты и очень устали. Миньке и Леле затея Степки уже не казалась такой интересной. Но Степка даже мысли не допускал о том, чтобы повернуть назад. Когда они расположились на ночлег, Степка лег спать так, чтобы его ноги были вытянуты туда, куда ребята шли весь день.

Ночью Леля, разбудила Миньку и предложила развернуть Степку так, чтобы утром пойти обратно. Минька возражать не стал, и они развернули Степку, который даже не проснулся.

Утром ничего не подозревающий Степка повел свой отряд в обратную сторону. Вскоре их догнал человек, едущий на телеге. Он согласился подвезти ребят. Через час путешественники выехали прямо к своей деревне, которая называлась Пески.

Ошеломленный Степка решил, что они уже обогнули Землю и вернулись в исходную точку. Телега подъехала прямо к пристани, на которой стояли родители Миньки и Лели и их бабушка, только что приехавшие из города. Нянька им что-то взволнованно объясняла.

Оказалось, что она как раз говорила о пропаже детей. Услышав о кругосветном путешествии, бабушка предложила наказать детей, но папа сказал, что дети и так поняли, что они совершили глупость. Еще он сказал, что для кругосветного путешествия надо много знать и многое уметь.

Потом все пошли домой обедать, а Степку его мать заперла на целый день в сарае.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Великие путешественники» заключается в том, что для любого серьезного дела важно иметь соответствующие знания и опыт. Дети отправились в кругосветное путешествие, не имея базовых географических знаний и опыта пеших походов, и лишь по случайности не попали в беду.

Рассказ учит жить своим умом и не ввязываться в авантюры. Минька и Леля впечатлились идеей Степки о кругосветном путешествии, но потом они пожалели о том, что согласились на это приключение.

Пословицы к рассказу Зощенко «Великие путешественники»

Дурная голова ногам покоя не дает.
Приказ глупого выполняя, сто человек страдает.
Кто путешествует, тот познает.

Вы читали мини сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника.

Трое ребятишек из рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого мы рассмотрим ниже, решили обогнуть весь Земной шар и вернуться назад к себе в деревню Пески. Что получилось из этой затеи, с добрым юмором нам рассказал писатель.

С чем нас знакомит Минька?

Миньке было всего 6 лет. Он, конечно, не знал, Ему открыл глаза Стёпка, мальчуган постарше, который был сыном хозяев дачи, где летом жила семья Миньки. Стёпка был старше и уверенно заявил, что земля - это круг. Её всю можно обойти и вернуться назад домой. Но Минька не поверил. Тогда Стёпка дал ему по голове и пообещал, что расскажет об этом его сестре Лельке и возьмет её в дальнее путешествие по всему миру. Минька тоже захотел увидеть всю землю своими глазами и, чтобы задобрить Стёпку, подарил ему перочинный ножик. Подарок понравился Стёпке, и он, как рассказывает Зощенко в «Великих путешественниках», краткое содержание которых мы начали излагать, согласился взять с собой Миньку.

Собрание

На огороде весёлая троица устроила серьёзное совещание. Было решено отправиться в путь завтра, когда папа и мама братика и сестрички уедут в город, а мать Стёпки пойдет на речку стирать. Обо всём повествует в рассказе «Великие путешественники» Михаил Зощенко, краткое содержание которого мы рассматриваем. Маршрут глава экспедиции выбрал самый простой: надо идти только прямо. Пусть на пути будут горы, реки, пустыни, индейцы - ничего страшного в этом нет. Собираться они начали прямо сразу.

Стёпка принёс пустой мешок из-под муки, и в него сложили необходимое: сало, сахар, хлеб, ложки, тарелки, стаканы, кувшин, рукомойник, волшебный фонарик, увеличительное стекло, чтобы разжигать костёр, 2 одеяла, подушку, удочку, сачок, три рогатки. Леля пообещала взять ещё три рубля из копилки, а Стёпка сказал, что они очень пригодятся для покупки конфет и семечек. Так рассказывает о планах и сборах, которые делали великие путешественники, Зощенко. Краткое содержание рассказа мы продолжим в следующей главе.

Превратности путешествия

Пёсик Тузик побежал впереди по дороге, которая вела через лес. Стёпка шёл за ним и нёс на голове мешок, за ним со скакалкой - Леля, а после всех - Минька с сачком, рогатками и удочкой.

Через час Стёпка устал от мешка, и его понесла Лёля. Но это продолжалось недолго. Девочка передала его брату. Он изумился его тяжести, согнулся под ним и зашатался. Через 10 шагов Минька упал с мешком в канаву. Разбились и рукомойник, и стаканы, и тарелки, а Тузик успел выхватить из мешка сало и быстро с ним расправиться. После этих приключений они втроём понесли мешок. Им всё равно было неудобно и тяжело. Дойдя до лужайки, ребята сделали привал. Тут Стёпка сделал заявление, что он всегда будет садиться или ложиться ногами вперёд по их маршруту, чтобы не сбиться с пути. Он был уверен, что так поступают все великие путешественники. Зощенко, краткое содержание произведения которого мы излагаем далее, рассказывает, что обед с хлебом и сахаром привёл к тому, что Миньку за щёку больно укусила пчела. Щека немедленно превратилась в «подушку» и очень сильно болела.

Ночь в лесу

После отдыха ребята выбросили всё лишнее из мешка. Теперь идти стало намного легче. Стёпка бодро шагал впереди, а за ним плелись Лелька и Минька. Они хотели домой. Но суровый Степан пообещал, что предателя он привяжет к дереву и отдаст на съедение муравьям. У Миньки сильно болел укус, и он стонал и всхлипывал.

Веселился только Тузик. Начало вечереть. Потемнело. Стёпка остановился, положил мешок. Все стали собирать хворост, чтобы разжечь костёр. К груде сухих веток поднесли увеличительное стекло. Солнца на небе не было, и костёр не загорелся. Все приуныли и поели в темноте хлеба. Как Степан и задумывал, он снова лёг спать ногами вперёд, чтобы знать точное направление утром. Он быстренько заснул. Это только часть рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого проходит перед читателем.

Два хитреца

Миньке и Лельке не спалось. Им был страшен лес, его кусты и ночной шум деревьев.

Лельке вдруг привиделась змея, и девочка громко завизжала, но она оказалась сухой веткой. Неожиданно с дерева упала шишка, и Минька перепугался. В конце концов дети заснули. Рано утром, когда начало светать, Леля разбудила брата. Ей хотелось вернуться домой. Она предложила Миньке развернуть Стёпку ногами в обратную сторону. Так они и сделали, а мальчик почти ничего не почувствовал, только что-то пробормотал во сне. Дети решили, что ему снятся индейцы, и он зовет их на помощь. Только первые лучи солнца его разбудили, и он сразу посмотрел на свои ноги, как будто это был компас. С удовлетворением он сказал, что теперь известно, куда надо идти. Все снова позавтракали хлебом и отправились в путь. С юмором продолжает свое повествование М. Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого показывает, как сработала хитрость брата и сестры.

Дорога

Они дружно зашагали тем же путём, что и шли вчера. Стёпка всё время крутил головой и несказанно удивлялся тому, что он узнаёт эти места. Только он твёрдо был уверен, что так и должно быть, потому что земля - это круг. Сзади ребята услышали по скрипу колёс, что за ними едет телега. Когда она поравнялась с ними, то они попросили их подвезти. Возница разрешил им сесть.

Они проехали всего-то меньше часа, и показалась деревня Пески. Стёпка не поверил, что это она и есть, а только изумился. Но все сомнения пропали, когда дети увидели знакомую пристань, к которой подошёл пароход. Мы продолжаем краткий пересказ рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».

Встреча на пристани

Изумлению Стёпки не было конца: «Да неужто мы обошли всю землю?» Брат с сестрой потихоньку посмеивались. Тем временем они увидели свою няню, которая с громким плачем бежала и что-то рассказывала их родителям и бабушке, вернувшимся из города. Брат с сестрой тоже побежали к ним.

Разговоры о воспитании

Краткое содержание рассказа Зощенко «Великие путешественники» продолжается. Узнав о том, что делали их дети, родители и бабушка отреагировали по-разному. Мама решила, что сына и дочь надо наказать. Бабушка быстро приготовила ветку для порки. Папа благоразумно и спокойно сказал, что «все хорошо закончилось. А от порки толку не будет. Дети и сами поняли, что совершили глупость». Мама со вздохом сказала, что это была большая чепуха: стать путешественниками, не зная географии и таблицы умножения. Папа добавил, что этого мало. «Надо закончить пять курсов института, знать космографию. Те же люди, которые отправляются в дальнее путешествие без этих знаний, приходят к печальным результатам». И все пошли домой и сели обедать. Родители ахали и смеялись над приключениями путешественников.

Стёпка и Тузик

Теперь подходит к своему завершению рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание и окончание которого сейчас все узнают. Для воспитания, и чтобы Стёпка всё хорошенько обдумал, мать его заперла на целый день в бане.

Его выпустили на следующий день. Дети снова стали играть вместе. Тузик, пробежав за телегой целый час, очень устал и весь день спал. Только вечером он поел и снова заснул. Что он видел во сне, никто не знает. А Миньке приснился тигр, которого он сразил наповал рогаткой.

Персонажи рассказа

Главными героями рассказа Зощенко «Великие путешественники» являются: Стёпка, Минька, от лица которого ведется рассказ, и его старшая сестра Леля. Рассмотрим каждого из них по очереди.

Стёпка - весёлый выдумщик и организатор, который всегда хочет стоять во главе. Он по своей натуре - отважный и любознательный лидер. Ему надоела обыденная жизнь, и он мечтает увидеть дальние страны. Этой мечтой он заражает соседских городских ребятишек. Стёпка тщательно, насколько ему позволяли знания, отобрал необходимые для путешествия предметы, раздобыл для них мешок. Конечно, в нем оказалось много лишнего. Рукомойник, например. Зато это говорит, что все дети уважают гигиену. Стёпка сильный мальчик. Тяжеленный мешок он один нес почти час. А то, что это ребенок, подчеркнуто М. Зощенко с юмором. Лелины деньги он считал правильным использовать для покупки семечек и конфет. Мальчик твёрдо решил обойти всю землю, и его не пугали встречи с индейцами, которых он предлагал брать в плен. Это тоже его юмористическая характеристика, которую ему даёт автор. Забавно также поведение Стёпки, когда он ложился спать с ногами, вытянутыми в сторону предстоящего похода. Но это говорит о его непоколебимом желании увидеть весь свет. Как и положено ребенку, Стёпка искренне верит, что их затея удастся, и они увидят всю землю и героями вернутся домой.

Минька - самый младший из детей. Сам он предложить ничего не может, а только всех слушается и всему удивляется. С добрым юмором описывает М. Зощенко, как Минька сначала беззаботно шёл позади всех, неся удочки, сачок для ловли тропических бабочек и рогатки, потом, когда получил мешок с общими вещами, свалился в канаву. Минька мал, поэтому ночью его может испугать даже упавшая шишка.

Леля, как старшая сестра, более храбра и сильна, но очень хитра. Именно она придумала, как прекратить без ссор и споров дальнее путешествие: взять спящего Стёпку и развернуть его ноги в обратную сторону. Она совсем не жадная и жертвует на путешествие 3 рубля - это всё, что у неё имеется. Конечно, ночью в лесу ей страшно, и даже сухая ветка поначалу кажется змеёй. Как и положено девочке, неся тяжелый мешок, она быстро устаёт и передает его братишке.

Михаил Зощенко, «Великие путешественники»: анализ

Рассказ грустного человека, который умел рассмешить добрым юмором своих читателей, шуточно называется «Великие путешественники». «Великими» автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором. Они - малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места. Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями. Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком. Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

Что еще почитать