Знакомство с буквой ы. Открытый урок "знакомство с буквой ы " Урок литературного чтения

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

1 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

Учитель: Костерина Ирина Николаевна

Тема: Знакомство с буквой ы.Цели : создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.Планируемые результаты: Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.
Оборудование : рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.
    Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё сильней. Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей-урок наш начинается. - Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.
    Актуализация знаний.
- Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.



Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.- Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)2 .Игра " Живые звуки"(Учитель раздаёт карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю.)- Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.-Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих.Распределитесь, "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)-Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.Учитель обращается к "букве" А.-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.3. Сообщение темы урока. Р
ассмотрите рисунки. Что объединяет данные картинки?



Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?- Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].Крыша, блины, дырка, пыль, козы. Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]
- Назовите слова, в которых буква ы в начале слова. -Есть слова на букву ы? – Мы спросили у совы. Призадумалась сова И переспросила «а»?
Слух хороший у совы, Но не знает слов на ы. Ы нужна нам или нет – Дайте, дети, мне ответ? Е.Благинина.
4. Работа со схемами слов.



Что же за звук такой ы?- Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.
Физминутка.

5. Знакомство с буквой Ы печатной (таблица) Работа по странице учебника -Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.А.Шибаев
Вот топор, полено рядом-Получилось то, что надо.Получилась буква Ы,Все мы знать её должны. В.Степанов.

6. Работа с ребусами. (парная работа)


Как сделать из слова мышка – мушка –мошка – мишка?- Что же можно за вывод сделать, глядя на схемы составленных слов? (обозначает твердость согласного)
7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.- Что же за вывод сделали маляры?Для нечитающих детей:-Выполните работу по индивидуальным карточкам.Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.-Подчеркните в словах букву Ы.
8.Игра " Будь внимателен" Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,У моржа и у лисы, У тюлений, у жуков. У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,У кота и у кита. У сома и хомячка. Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей.... Даже папа для красы Отрастил себе усы!-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)7. Итог урока. - Какую цель ставили? Достигли цели?- Какая тема урока была?-С какой буквой -труженицей познакомились?-Чем она отличается от всех остальных?-Какой звук обозначает буква Ы? Ы живёт в семействе гласных- Звуков чистых, чётких, ясных, И, как гласная любая- Мы теперь о том уж знаем,- Любит Ы к согласным встать, Чтобы слог образовать: Выход, мыло, тыква, пыль, Мыши, мысли, сыр и быль. В алфавите Ы важна, Словно в пище соль нужна. Т.Синицына Рефлексия - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

-Спасибо за работу!

Используемая литература:1. Л.Е. Журова,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград, 2010г.3.Занимательная грамматика.4.Игры со словами.

Фото с урока.







Тема : Звук и буква ы.

Цель: 1.Познакомить со звуком и буквой Ы

Задачи: 1.Учить чётко произносить звук Ы, находить букву, читать слоги, слова.

2. Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания, речевой моторики на основе упражнений.

3. Мотивация к учению.

Оборудование: разборная буква Ы, буква Ы демонстрационная, раздаточные

буквы, предметные картинки «один- много», «Волшебная ниточка».

Ход урока

I Орг. момент.

Сядет тот, на кого я посмотрю.

II АОЗ

Вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.

Узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.

1.введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.

III Изучение нового материала.

Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную

гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем ».(или «Слоник» и «Лягушка») (СЛАЙД)

Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте замной движения.

«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы- Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут).

Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».

Как гудел пароход?

Произнесение звука Ы. Артикуляция.

На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.

2. Буква Ы.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)

Листья березы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуб а мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

На доске – магнитная выставляется буква

У детей – инд. .карточки с буквой.

Обвести пальчиком

Составить из частей букву Ы

Слепить из пластилина .(РОЛИК)

Чтение слогов на доске

ым мы

ыс сы

ыл лы

ых хы

IV Физминутка(РОЛИК)

V Закрепление изученного материала

    Работа с учебником

    Произнесение цепочек слогов: мы-лы - сы,- хы. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.

    Работа с абаком

Составь слоги по образцу

4 . Выделение звука Ы в конце слова. Я называю слово в ед. числе, дети – во мн. числе

Кот-коты хата-хаты

Сом-сомы шкаф-шкафы

Шар-шары стол-столы

«Услышь звук», поднять букву ы.

1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.

VI Итог. Какой звук учили?

Вспомнить слова со звуком ы.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области»

«Гуковская специальная школа-интернат №11»

Урок на тему:

«Звук и буква « Ы»»

Подготовила и провела: Кобзарева И.В.

учитель 1,3 классов «Особый ребенок»

Гласный звук Ы, буква Ы.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Задачи:
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
Совершенствовать умение работать со схемами слов.
Формировать навык определять место звука в слове.
Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
Оборудование:
Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
Модели слов.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Наглядно-дидактический материал:
Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
Карточка «Путь солдата»;
Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
Формы организации занятия: фронтальная.
Вид занятия: занятие-игра.

Структура занятия:
1. Представление звука.
2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
4. Физкультминутка.
5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
9. Выводы.

Ход занятия
1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные – нет).
Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке.
3. Постановка игровой задачи.
Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


Пункт №1. Водопад.
Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

Цель упражнения: развитие слогового анализа.
Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

Пункт №2. Холм.
Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
Цель упражнения: развитие звукового анализа.
Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

Пункт №3. Таинственная пещера.
Представление буквы Ы.


Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы – какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

Динамическая разминка
«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
Я несчастная, увы…
Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
Слов своих не начинаю –
Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

Пункт №4. Болото.
Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
Для занятия потребуется доска и мел.
Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
Занятие проводится у доски.
Дети выбирают себе корабли с буквами.
Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина

Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
Ы
(Сыр, бык, дым)

Ы
(Дыня, быки, лыко)

Пункт №8. Высокие горы.
Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
Шел солдат с задания,
Шел издалека.
Он отстал немного
От своего полка.
По горам карабкался,
Через реки плыл,
Да слова пароля своего забыл.
Мы с вами за ним
Устремляемся в путь.
Ты слова его пароля
Прочитать не забудь!

Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
Дети придумывают предложение - пароль.

10. Итоги занятия.
Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

Тема: Знакомство с буквой ы

Цель: Создание условия для ознакомления с гласным звуком [ ы ]

Задачи:

  1. Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ ы ]. Научить различать данный звук на слух и обозначать буквой ы, читать слова с этой буквой. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
  2. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

Оборудование:

  1. Журова Л.Е. Букварь: 1 класс
  2. Безруких М.М. Пропись №1 к учебнику «Букварь
  3. Карточки цветовые
  4. Карточки со слогами
  5. Презентация
  6. Цветные шарики

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

Встали все красиво.

Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. (Слайд 1)

Присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Повторение

Сегодня у нас в гостях мышонок по имени Джерри, но пришёл он не с пустыми руками, а принёс нам волшебные шарики. (Слайд 2)

Посмотрите внимательно на эти шары, что вы на них видите? (Буквы)

На какие две группы можно разделить эти шары? (Согласные и гласные)

Правильно. Буквы имеют звуки согласные или гласные.

Назовите согласные звуки. (Р, П, К, М,)

Давайте проверим. (Слайд 3)

3. Выявление места и причины затруднений

Скажите, чем гласные отличаются от согласных? (Они тянутся, поются и произношению не мешает ничего)

Посмотрите на буквы и попробуйте их тоже разделить на группы. (Звуки, которые делают согласные звуки твёрдыми или мягкими)

Все ли буквы вы поставили в ту или иную группу. (Нет)

А что вы заметили? (Среди них есть новая буква ы)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные твёрдыми. (А,О,У,Э)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные мягкими.

(Я,Ю,Е,Ё) (Слайд 4)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Почему мы никуда не поставили букву ы? (Потому что букву ы мы ещё не изучали).

Верно. Значит, что же мы должны сделать с нами сегодня на уроке? (Слайд 5)

5. Реализация построенного проекта

  • Стихи про букву ы (Слайд 6)

Вы приготовили стихи, загадки и рисунки про букву ы. Давайте мы вас послушаем.

  • Работа по составлению звуковых схем

Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.

(Дыня, мыло, крыса, сыр)

(Слайд 7)

- Что общего есть в этих словах? Есть буква ы. Давайте прочитаем их по слогам

(Слайд 8)

А сейчас попробуем сделать звуковую схему слова дыня (Дет дают характеристику каждому звуку) (Слайд 9)

  • Самостоятельная работа в парах

У вас на партах лежат цветные квадратики.Положие их перед собой и составьте схемы слов. 1ряд - мыло, 2 ряд - крыса, а третий ряд - сыр. Кто сделает,сигнализируйте мне поднятыми руками.

А сейчас давайте проверим вашу работу. (Слайд 10)

- Обратите внимание, какой звук перед звуком ы.

  • Вывод.

Давайте сделаем вывод. Что мы узнали про букву ы? (Буква ы, звук - ы, он - гласный, делает согласные звуки твёрдыми)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Работа с учебником

Откройте учебник и посмотрите кто там нарисован. (Это рыба)

Выложите звуковую схему этого слова. (Работа в парах с проверкой)

А обратили вы внимание, где находится буква ы в словах? (В середине)

Как вы думаете, а может ли стоять буква ы в начале слова? (Нет)

Почему? (Потому что таких слов нет) (Читает подготовленный ученик)

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.

  • Составление слогов из слов

А сейчас давайте составим слова из слогов (на маленькой доске расположены слоги, из которых дети составляют слова: шка-фы, цве-ты, но-сы, ко-зы, зу-бы,со-мы, гри-бы, ки-ты).

Что общее есть в этих словах? (Буква ы)

Где стоит буква ы? (В конце слова)

А что ещё заметили в значении этих слов? (Слова, обозначающие множественное число).

Правильно, молодцы. (Слайд 11)

Сделайте вывод. (Если буква ы стоит в конце слова, то она ставит его во множественное число)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Знакомство с буквой

Посмотрите из каких элементов состоит буква ы. (Наклонная линия с овалом, соединительная линия и наклонная линия с закруглением)

(Слайд 12)

  • Показ с объяснением

Посмотрите, как пишется буква ы (Объяснение и показ учителем)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

  • Самостоятельное написание двух строчек
  • Взаимопроверка.

Возьмите зелёный карандаш и обведите ту букву, которая получилась лучше и правильнее остальных. Поменяйтесь тетрадями возьмите красный карандаш и сделайте то же самое в тетради соседа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обратимся снова к учебнику На странице 55 есть кроссворд, который нам необходимо разгадать. Соотнесите схему со словом. Какое слово подходит к каждой схеме? (Объяснение с доказательством)

Ребята, как вы думаете почему именно мышонок сегодня наблюдал и помогал нам работать? (Потому что в этом слове есть буква ы)

9. Рефлексия учебной деятельности

Подведите итог урока.

Познакомиться с … буквой ы и звуком её обозначающим

Учиться отличать … звук ы от других

Учиться писать … букву ы и слоги

Мы смогли ответить на все вопросы?

Кто всё понял - зелёный шарик,

кто что то не понял или в ходе урока возникали небольшие трудности - жёлтый ,

а у кого осталось много неразрешённых вопросов - красный .

И давайте эти шарики подарим мышонку. (На доске мышонок Джерри с ниточками в лапах, шарики на магниты)

Как вы думаете, а понравилась ли ваша работа мышонку?

Он дарит вам всем шарики с сюрпризом. (Подарить шарик и раскраску Джерри)

Что еще почитать