Темы в рамках направления опыт и ошибки. Цитаты и эпиграфы. Цитаты и афоризмы

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. ФИПИ

Это направление нацеливает на рассуждения о важности знаний, умений и навыков, приобретенных в практической деятельности, и о значении тех выводов, которые мы делаем в результате совершенных ошибок.

Обратимся к словарям

Опыт (Словарь С.И. Ожегова)

1. - отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Пример: Чувствительный о.

Опыт (Словарь синонимов)

испытание, проба, эксперимент; квалификация; попытка, (первый) дебют; компетенция, исследование, умение, опытность, школа, искушенность, умудренность, навык, практика, сноровка, знакомство, знание, зрелость, квалифицированность, натренированность, бывалость.

Опыт (Словарь эпитетов)

О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фундаментальный, чужой, широкий.

Об оценке опыта . Бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный (устар.), холодный, ценный.

Ошибка (Словарь Т.Ф. Ефремовой)

Ошибка (Словарь синонимов)

Грех, погрешность, заблуждение, неловкость, оплошность, опечатка, описка, отступление, промах, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчет.

Ошибка (Словарь эпитетов)

Большая, гибельная, глубокая, глупая, грубая, губительная, детская, досадная, жестокая, закономерная, извинительная, исправимая, коренная, кричащая, крупная, легкомысленная, маленькая, мальчишеская, мелкая, невероятная, невинная, незаметная, незначительная, неисправимая, нелепая, непоправимая, непростительная, несущественная, нечаянная, обидная, опасная, основная, очевидная, печальная, позорная, поправимая, постыдная, простительная, распространенная, редкая, роковая, серьезная, случайная, стратегическая, страшная, существенная, тактическая, теоретическая, типичная, трагическая, ужасная, фатальная, фундаментальная, чреватая (разг.), чудовищная, явная. Голая, легкомысленная. Арифметическая, грамматическая, логическая, математическая, орфографическая, орфоэпическая, психологическая, пунктуационная...

Для вдохновения

ПРИТЧА

У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным нравом. Тогда крестьянин решил забивать гвоздь в столб после каждого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться, и после каждого доброго поступка отец выдёргивал из столба по гвоздю. Наступил знаменательный день, когда был выдернут последний гвоздь. Однако мальчик не испытывал радости, он плакал! Увидев удивление на лице отца, мальчик сказал: «Гвоздей-то нет, но дырки остались!»

Возможные темы сочинения

1. Может ли опытный человек ошибаться?

2. «Опыт - самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

3. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

4. Всегда ли неопытность ведёт к беде?

5. Источник нашей мудрости - наш опыт.

6. Ошибка одного - урок другому.

7. Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

8. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

9. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

10. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

11. Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

12. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

13. Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

14. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

15. Могут ли ошибаться мудрецы?

16. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

17. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

19. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

20. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

21. "...Опыт, сын ошибок трудных..." (А.С. Пушкин)

22. Путь к истине лежит через ошибки.

23. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

24. Почему нужно анализировать свои ошибки?

25. Какие ошибки невозможно исправить?

26. Что такое заблуждения?

27. Какой опыт дает человеку война?

28. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

29. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

(Выделены курсивом темы из пособия "Итоговое выпускное сочинение в 11 классе". А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич. 2016 г. )

Хорошо сказано!

Цитаты и афоризмы

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Некоторых людей ничего не учит, даже собственный опыт." С.Кинг

"Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт." Л. Гумилев "Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опытжизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Пословицы и поговорки

Человек не ангел, чтобы не согрешить.

Человек не знает, гда найдет, где потеряет.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Как пошатнулся, так и свихнулся.

Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза.

Ошибся что ушибся - вперед наука.

Не бойся первой ошибки, избегай второй.

Ошибка красна поправкой.

Раз ошибся - на всю жизнь памятно.

- "Повесть о Петре и Февронии";

Д.И. Фонвизин "Недоросль" (ошибки в воспитании и их последствия);

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза" (непоправимая ошибка Эраста, предательство, совершенное им по отношению к самому себе, - и последствия неверного выбора);

А.С. Грибоедов "Горе от ума" (Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Ошибки Чацкого и их последствия.)

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения Онегина привел его к хандре, встреча

Татьяны с Онегиным дала ей опыт любви и разочарования); "Дубровский" (Является ли ошибкой отказ Маши Троекуровой бежать с Дубровским, который не успел спасти ее от замужества и остановил свадебный кортеж лишь на обратном пути из церкви?)

А.Н. Островский "Гроза", "Бесприданница";

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни, путь проб и ошибок: женитьба на Элен, неудачные преобразования в южных имениях, разочарование в масонстве, сближение с народом во время войны 1812 г., уроки Платона Каратаева; Андрей Болконский, опыт ошибок и обретения смысла жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" (ошибочность теории Раскольникова, "освобождение" от нравственных преград, которое ведет к разрушению личности, страданию, душевным мукам; путь к осознанию ошибки и духовному прозрению);

А.П. Чехов "Крыжовник", "О любви", "Ионыч" (духовная деградация героев, совершивших непоправимые ошибки на пути к своему счастью); "Вишневый сад";

М. Горький "На дне" (ошибался или был прав Лука в том, что человек может исправить свои ошибки, потому что каждый хранит в себе возможности, еще не открытые миру);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена); "Собачье сердце" (в чем ошибка профессора Преображенского);

Л.Н.Андреев, рассказ «Кусака»;

К.Г. Паустовский "Телеграмма" (горькая и непоправимая ошибка Насти, опоздавшей на похороны матери и не пожелавшей облегчить ее одинокую и беспросветную жизнь);

В. Астафьев "Царь-рыба";

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга), "И грянул гром".

Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ.

«Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока»

Т.Карлейль
Жизнь прожить – не поле перейти

Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.

Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, - действительно самый лучший учитель в нашей жизни.

Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.

«Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.

Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, - это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.

Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.

Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги.

*
Итоговое сочинение.
Тематическое направление
Опыт и ошибки.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Список рекомендуемой литературы:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Слово о полку Игореве.»
А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Д.Киз «Цветы для Элджернона».
В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
А.Алексин «Безумная Евдокия».
Б.Екимов «Говори, мама, говори».
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути
познания мира, обретения жизненного опыта. Литература
часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:
об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени
подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и
приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает
на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку
действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый
жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена
которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых
героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое
решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на
жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом
сказаться на судьбах других.
В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые
затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно
подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая
ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним
путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко
промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и
ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд
Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за
него будут думать другие. Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам
одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле
признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться
к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь
трагизм совершенного им преступления, не признает
ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог
преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не
просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в
убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.
Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин прощения и
нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с
героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример
человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных
произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть
о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,
ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,
отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее
слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а
выходит все
наоборот: он возвращается, а
семья погибает. Эта потеря для
него – страшное горе, и сейчас
он винит себя за каждую мелочь
и с невыразимой болью говорит:
"До самой смерти, до последнего
моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой
старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина
пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть
на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя
успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива».
Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И
лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о
человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит
телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не
будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы
она меня увидела, лишь бы простила».
Дочь приезжает, но прощение просить
уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким
«пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок
в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.
Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым
людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный
человек, но он не может найти применения своему уму,
своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и
его не волнует состояние других людей.
В.Г. Белинский называл его "страдающим
эгоистом", потому что Григорий
Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия,
переживает и ничего не приносит ему
удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный
человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при
этом научить других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей
вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же
проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых
попыток разрядить обстановку на дуэли
и призвать Грушницкого к совести сам
же предлагает стреляться на опасном
месте, чтобы кто-то из них погиб.
При этом герой пытается обратить
все в шутку, несмотря на то, что
существует угроза как жизни молодого
Грушницкого, так и его собственной
жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось
настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,
насколько день прекрасный, то после трагического события
день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в дневниковых записях героя со всей
беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и
автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит
и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей
души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои
ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,
свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на
то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он
разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой
продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя
несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,
осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и
нравственного совершенствования, то любимым героям
Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к
анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей
Болконский резко выделяется из великосветской среды
своей образованностью, широтой интересов, мечтает
совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир
– Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в
самых опасных местах сражения. Суровые военные события
способствовали тому, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело
раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский
переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним
открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,
а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,
чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –
появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к
выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.
Это лишь первый этап эволюции героя, не только
признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.
Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет
разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но
понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу
правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.
Он искренен, доверчив, слабоволен.

Эти черты характера ярко проявляются во
взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер
совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой
понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе
свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии
глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер
верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой
жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь
ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят
героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,
что жить надо ради людей, надо стремиться приносить
пользу Родине.

М.А.
Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт
военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку
своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу
Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,
приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в
своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот
ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек
понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у
порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что
был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте
как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления
экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования», то
практический опыт профессора Преображенского для
«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в
дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у
людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С
научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный
результат получился неожиданным
и впечатляющим, но в бытовом,
житейском плане он привел к
самым плачевным последствиям.

Появившийся в доме профессора в результате операции тип,
“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет
себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует
отметить, что появившееся человекоподобное существо
легко находит себя в изменившемся мире, но
человеческими качествами не отличается и вскоре
становится грозой не только для обитателей квартиры, но и
для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку,
профессор понимает, что
собака была гораздо
«человечнее», нежели
П.П. Шариков.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа
профессора Преображенского. Он и сам понимает это:
“Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и
ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает
завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что насильственное
вмешательство в природу человека и общества приводит к
катастрофическим результатам. В повести “Собачье
сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков
снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты
трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает
Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести
разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,
что голый прогресс, лишенный нравственности, несет
людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г.
Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об
ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только
каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,
можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.
Это не просто произведение о потере родного дома, но и о
том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,
которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В
процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным
явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС
строят для большого количества людей.

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо
перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли
назвать это решение однозначно верным? Жители
затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой
расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.
Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на
северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего
не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно
повлечет за собой экологические проблемы. Но для
писателя важны не столько они,
сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно,
что крушение, распад нации,
народа, страны начинается с
распада семьи.

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,
что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не
желает покидать родной остров не потому, что не может
оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что
за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое
прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который
должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен
человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по
данной теме можно обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»
деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это трагический опыт
предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI
века.

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из
книг, на школьных занятиях, в беседах и
взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,
немаловажное влияние оказывают окружение, традиции
семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много
теоретических знаний, но умение применить их на
практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,
набраться собственного опыта. Иными словами, можно
прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой
вопрос, однако в реальности научиться жить поможет
только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого
уникального опыта человек не сможет прожить яркую,
полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих
произведений художественной литературы изображают
героев в динамике, чтобы показать, каким образом
происходит у каждого человека становление личности и
прохождение собственного пути.

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети
Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,
«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит
нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В
начале повествования это отзывчивый парень, отличник,
выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в
свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих
друзьях, это открытый человек, готовый прийти на
помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства
справедливости он и страдает. Сашу отправляют в
ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,
совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по
политической статье. На протяжении всей трилогии
читатель наблюдает за становлением личности Саши.
От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,
которая самоотверженно ждет его, помогая его матери
преодолеть трагедию.

Известно, что Анатолий Рыбаков
задумал написать трилогию,
но после выхода третьего романа
ему приходило много писем с вопросом:
«Неужели Саша и Варя так и
не встретятся?».
Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед
нами – мрачный человек, не решающийся громко
высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.
Именно так можно было выжить
в СССР 1930-1940-х годов.
Юношеская восторженность
героя оборачивается сдержанностью
и угрюмостью. Ссылка оказывается
учителем реальной, суровой жизни.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история
девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою
малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень
плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как
хозяева баловали и любили собственных дочерей,
которые были нарядно одеты, весь день играли и
озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела
играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,
ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она
была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под
лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не
жаловаться, а молча выполнять приказы тетки
Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал
девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,
чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,
заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в
будущем именно этот горький опыт помог Козетте
стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

Таким образом, наши рассуждения позволяют
сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт
учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,
горьким либо благостным, он является собственным,
пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер
и воспитывая личность.

Опыт

  • Опыт – это отражение в сознании человека картины мира, которая получена им в результате познания.
  • Это знание жизни, которое стало результатом пережитого человеком, испытанного им, прочувственного.
  • Опыт всегда результат определённых действий человека, испытанных впечатлений, эмоций, переживаний.
  • Это результат практической деятельности.Только выполняя определённые действия на практике, можно усвоить что-то до конца, превратив это в навыки и умения.
  • Профессиональный опыт - результат трудолюбия, активного желания освоить основы деятельности, довести действия до совершенства. Это результат многолетнего и целенаправленного выполнения вида деятельности, самообразования, преодоления незнания, неумения. Профессиональный опыт называют мастерством.
  • Опыт никогда не бывает абсолютным. Его необходим постоянно совершенствовать, стремиться идти в ногу со временем.
  • Социальный опыт — это умение жить среди людей, правильно строить свои взаимоотношения с ними. Бесконфликтность, толерантность, умение адаптироваться к среде, к меняющимся социальным условиям, стремление находить выход из любой ситуации — всё это нарабатывается годами, это тоже результат практики — жизни среди людей.
  • Социальный опыт – это и усвоение традиций, обычаев, ценностей общества, формирование гражданственности, чувства сопричастности с жизнью страны, народа.
  • Эмоциональный опыт - это умение контролировать свои чувства, не идти на поводу у них, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо и, наоборот, давать волю чувствам, наиболее полно выражать их. Эмоциональность, душевность, чувствительность — всё это формируется в человеке в результате жизненного опыта.

Ошибки

  • Ошибки — это действия, поступки, сказанные слова, которые не соответствуют нормам и традициям, утвердившимся в обществе, ведут в краху, поражению.
  • Ошибочными бывают взгляды, что является результатом неверного научного исследования, неправильного воспитания.
  • Ошибочные действия часто результат того, что человек не осознаёт последствий своих действий, не понимает, насколько они противоречат законам общества.
  • Ошибки в профессиональной деятельности могут привести к тяжёлым последствиям. Врачебная ошибка — к гибели человека, судебная — к незаслуженному наказанию, научная — к непредсказуемым последствиям. Необходимо стремится быть мастером своего дела, не допускать ошибок. Ведь ошибка – это результат незнания, неумения, отсутствия соответствующей практики.
  • Особенно велика цена ошибки в деятельности людей, наделённых властью . От их решений зависит судьба уже целого народа. Ошибочные действия могут привести к гибели тысяч людей.
  • Ошибки военного — неправильно продуманные действия, недостаточно подготовленное наступление, неверно оценённые силы врага и многие другие — ведут к поражению, отступлению, порабощению. Так важно, чтобы командующие были людьми опытными, знающими, умеющими предвидеть ход событий далеко вперёд.
  • Часто ошибка — это результат преувеличения своих способностей и возможностей, неумения критично посмотреть на себя со стороны, анализировать поступки. Самовлюблённость, эгоизм нередко ведут к ошибочным поступкам.
  • Человеку свойственно ошибаться. Через преодоление, исправление ошибок люди идут к опыту. Но ошибка ошибке рознь. Поэтому всё же необходимо стремиться не допускать ошибок, просчитывать, продумывать, предугадывать последствия.
  • Никогда не соглашусь с выражением, что ошибки — это ценнейший опыт. В чём их цена — в ужасных последствиях? Ошибки — это неумение решить что-то, выполнить, это проблема, которая возникает в результате чего-то, вовремя невыполненного, невыученного. Да, они помогают приобрести опыт. Но каким горьким порой он бывает.
  • Не нужно путать ошибки с неточностями при совершении действий, не до конца освоенной методикой их выполнения. Здесь, конечно, нужна тренировка, обучение. Ошибки- это всё же действия, имеющие отрицательные последствия.
  • Ошибок можно избежать. Нужно только добросовестно делать то, за что взялся, доводить всё до конца, анализировать, да и просто думать. Мы же разумные люди.

Опыт и ошибки . Они всегда рядом в жизни человека. Накапливать опыт, не совершать ошибок, а, совершив, — осознать их и сделать всё, чтобы не допускать в будущем- это то, к чему должен стремиться человек, чтобы достойно прожить свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Урок литературы в 11 классе

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Опыт и ошибки».

Цели урока:

Обучающая:

закрепить умение работать над сочинением-допуском,

научить самостоятельно конструировать свои знания,

излагать мысли устно и письменно,

систематизировать свои знания,

аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений

Развивающая:

развивать познавательные навыки учащихся,

развивать критическое и творческое мышления,

развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача: научиться писать сочинение на одну из предложенных тем.

Ход урока:

I. Введение в тему

1.Лексическая работа

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление «Опыт и ошибки»

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт», «ошибки»?  Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

Ошибки - Неправильность в действиях, мыслях.

2. Комментарий ФИПИ:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока . Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

3. Выражения на тему ошибок и опыта

Афоризмы и высказывания известных людей:

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд ПопперС. Сухоруков)

5. Варианты тем к направлению «Опыт и ошибки»:

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки»?

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу) 6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10. Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

12. Какой опыт даёт человеку война?

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Аргументация:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!" Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у 28 нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения. Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт 29 его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой)

«Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею». (Л.Н. Толстой)

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим 31 собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Жизненные взгляды и утверждения Евгения Базарова, высказанные в начале романа, опровергаются к финалу и героем, и автором.

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё … - Базаров чуть было не произнёс своего любимого слова "романтизм", да удержался и сказал: - вздор». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». «- Сила-то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Старая штука смерть, а каждому внове».

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович; 1867- 1945) - русский писатель, переводчик, литературовед, врач.

В 1888 году окончил историко- филологический факультет Санкт- Петербургского университета. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил к медицинской деятельности. Был призван на военную службу в качестве военного врача в 1904 году, во время русско-японской войны и в Первую мировую войну. Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении молодого врача с чудовищной реальностью. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. «Записки» породили буквально взрыв интереса к медицинской этике, поскольку именно ее проблемы лежали в центре внимания автора.

А.С. Пушкин «Полтава»

После победы под Полтавой Петр во время праздничного застолья поднял тост: «За здоровье учителей, за шведов!» Царь имел в виду поражение под Нарвой в 1700 году, когда русские войска были разбиты шведскими. После этого в русском войске были проведены преобразования, принесшие Петру окончательную победу.

«Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает».

Д/з: написать сочинение на одну из предложенных тем.

Что еще почитать